Текущая геополитическая ситуация создала дополнительные вызовы для развития собственной разработки новых решений, экстренной доработки уже существующих или дополнительные расходы на замену существующих решений или их компонентов (например, СУБД).
В ИТ-ландшафте банка есть два специфичных участка: процессинг и АБС. Оба являются частями основного операционного сервиса, предоставляемого банком - расчетами между сторонами и обслуживанием остатков денежных средств на счетах клиентов. Так как эти системы отвечают за своевременное предоставление расчётов между сторонами и сохранность средств, именно эти системы находятся под постоянным контролем со стороны регуляторов, а также под постоянными рисками, как операционными, так и безопасности.
Для обеспечения стабильности работы и своевременности реализации регуляторных требований Россельхозбанк почти полностью импортозаместил все зарубежные решения, а также занимается самостоятельной разработкой силами собственных ИТ-подразделений и дочерних организаций: РСХБ-Интех и R-Style Softlab. Например, система карточного процессинга является собственной разработкой, а процессинг платежей и расчеты по системе ЦБ – сервис, предоставляемый сторонним поставщиком, однако его поддержка и развитие осуществляются ресурсами банка.
Для банковской сферы наиболее подходящим видится процесс автоматизации бизнес процессов, а не их роботизации. Однако, учитывая объем задач трансформации, связанных с импортозамещением, РСХБ сейчас формирует для себя подход к работе в новых условиях, где и у этого инструмента появится своя роль.
Самым успешным ИТ-проектом банка является запуск Единого фронтального решения розничного бизнеса (ЕФР) в 2019 году, что позволило сократить время проведения операций сотрудниками фронт-линии на 33 %, повысить качество консультаций и кросс-продаж продуктов РСХБ, а также оптимизировать работу с печатными формами. На данный момент 96 % операций, проводимых на фронт-линии, проходят через ЕФР.
Цифровизация банковского сектора продолжается и количество услуг, которые возможно получить в электронном виде, также продолжает расти. По этой причине Россельхозбанк переводит в цифровой формат не только финансовые сервисы банка, но и с нуля построил экосистему сервисов для сельского хозяйства «Своё» на импортонезависимом ПО. Она включает в себя все необходимые сервисы, число которых постоянно растет: как внутренние (ведение бухгалтерии, предоставление банковских кредитов на покупку земли, жилья или техники), так и внешние, например, сбыт фермерской продукции, аренда дронов или поставка удобрений.
Управляющий директор Офиса цифровой трансформации Россельхозбанка Сергей Степанов