Генеральный директор «Топоф» Андрей Зализняк о развитии маркет-плейсов в России

В данный момент рынок маркет-плейсов продолжает стремительно расти, меняя модель системы продаж, «втягивая» все больше компаний в цифровое пространство. Говорить о развитии данного сегмента следует в историческом разрезе.

Первой серьезной площадкой (тогда еще не было общеупотребимого термина «маркет-плейс») я бы назвал price.ru. Там, кажется, впервые была использована модель, позже ставшая классической - сайт являлся точкой сбора цен на один и тот же товар от разных поставщиков. Позиционировался проект как «интернет-сервис сравнения цен и подбора товаров». В период становления Рунета эта площадка наряду с онлайн-версией газеты «Из рук в руки» занимали, на мой взгляд, основные лидирующие позиции в электронной коммерции.

В 1998 году появился сервис для продажи книг и видео «Озон.ру», сразу ставший наиболее посещаемым и значимым на рынке маркет-плейсов. «Озон.ру» не раз и не два становился абсолютным рекордсменом как по количеству заказов, так и по общим оборотам компании. «Озон» фактически стал главным поставщиком сначала книжного, потом – музыкального и кино-контента.

Важнейшей вехой на пути развития «коммерческого» Рунета стал запуск главной площадки, определившей развитие рынка на многие годы вперед - «Яндекс.Маркет». Впервые была предпринята попытка вдумчиво оцифровать поставщиков товара. Обладая большим трафиком, площадка вынудила множество компаний, желающих работать с сервисом, провести существенную ИT-модернизацию своей инфраструктуры. Можно сказать, что «Яндекс» структурировал данный сегмент рынка. Организация единого формата файлов обмена данными о номенклатуре, ценах и условиях продаж - Яндекс XML (YML) послужило мощнейшим толчком к появлению и развитию целого ряда маркет-плейсов в России.

 

Генеральный директор «Топоф» Андрей Зализняк

 

Проект WikiMart совершенно точно заслуживает отдельного упоминания. Я не буду говорить об экономической и бизнес-составляющей проекта, об этом написано достаточно. Однако технологически это была очень интересная компания и команда, построившая стратегию получения трафика на органических источниках. Нужно отметить, что сейчас подобный путь в отрыве от платных источников размещения уже слабо достижим. Проект формировали действительно сильные программисты и SEO-специалисты. Многие решения, использованные на «витрине» WikiMart, до сих пор актуальны и тиражируются на многих актуальных сейчас площадках.

Современные реалии можно охарактеризовать проектами, собранными на технологиях последнего поколения. Goods – маркет-плейс, созданный компанией «М-Видео» в качестве альтернативы «Яндекс.Маркету», однако открыто использующий именно формат YML для работы с магазинами-партнерами. «Беру» - совместный проект «Яндекса» и «Сбербанка» по прямой торговле товарами в Интернете - использует технологии «Яндекс.Маркета». Очевидно, что команда столкнулась с необходимостью существенных доработок при переводе ПО с модели CPC на формат продающего бизнеса с логистической составляющей.

В целом рынок маркет-плейсов в России продолжает развиваться, параллельно стремительной цифровизации бизнеса происходит процесс унификации торговых предложений. Производители, поставщики и покупатели выбирают максимально удобные площадки, позволяющие не только оптимизировать процесс покупки, но и получать качественную аналитику рынка в одном месте.

 

Тематики:

Ключевые слова: электронная торговля, интернет-магазин