Когда я сегодня прочитал на лентах информагентств слова г-на Иванова, который занимает должность вице-премьера российского правительства о том, что создание всероссийской единой системы вызова экстренных служб по номеру “112″, который должен заменить традиционные “01″, “02″ и “03″, фактически сорвано, то нисколько не удивился. Поначалу, если вы совсем наивны, то можно подождать, будет ли продолжение – ну, к примеру, кого из чиновников накажут, кого уволят. Но пожив чуть-чуть в России понимаешь, что этого явно не случится.
Простой пример – два с лишним года, прошедшие с момента начала работы над системой, были потрачены на разграничение полномочий МЧС и Мнкомсвязи – федеральных ведомств, ответственных за ее создание. И ничего – все ответственные товарищи на местах :) Вот уж кому важен процесс, а нисколько не результат.
Очень сомнительно, что и сейчас власти будут форсировать работу по организации диспетчерских служб субъектов РФ и аналогичных служб в муниципалитетах, а также принимать нормативно-правовые акты, обеспечивающих работу службы “112″. Даже не смотря на то, что соответствующие технические решения для этого есть.
Применительно к мобильной связи, службу 112 я бы совместил с информацией для пользователей о техногенных катастрофах, транспортных проблемах и различных ЧС (по технологии Cell Broadcast): как показывает практика прошлогодних пожаров, всех терактов, именно с информацией у абонентов наибольшие проблемы. Кроме того, вполне реально не обязать давить, можно вежливо попросить операторов связи добавлять во все вновь эмитируемые SIM-карты (точнее, в их защищенную память) специальное ПО, облегчающее пользователям обращение к экстренным службам. Этот программный клиент мог бы сам “выцеплять” местоположение абонента по GPS (при наличии такого модуля в системе), рассылать экстренное оповещение в режиме “тревожная кнопка”, инициировать вывод на экран терминала, со звуковым уведомлением, поступающего сигнала от территориальных органов МЧС. Ну и, уж конечно, предлагать абонентам логирование обращений в службу 112 и, при необходимости, запись таких разговоров на стороне абонента. Неплохо было бы добавить в такое ПО и социальную компоненту самопомощи: к примеру, возможность фиксировать неправильную парковку, проблемы дорожного полотна и т.д. с помощью встроенной камеры смартфона с оперативной передачей этого снимка, координат пользователя и его комментариев ответственным городским службам.
Ну а от системы “112″ в такое приложение я бы добавил возможность вызова оперативных служб (пожарной охраны, милиции, “скорой помощи”, газовой сети, а также службы “Антитеррор”) и без телефонного звонка: просто с помощью заполненной веб-формы с описанием критической ситуации. Может быть, голосом и быстрее объяснить ситуацию, но вот далеко не всегда это можно сделать точно.