AliExpress уже в России. И сразу же — самый популярный? Проверим!

Вчера пронеслась весть о том, что китайская компания Alibaba Group зарегистрировала свое представительство в России. Это - ожидаемый шаг, и большого сюрприза в этом нет. Вопрос в другом. Прочтение новости в «Коммерсанте» «спотыкается» о следующую фразу: «Принадлежащий Alibaba онлайн-ритейлер AliExpress является самым популярным в России интернет-магазином с 15,6 млн покупателей в месяц, что в несколько раз превышает число покупателей из России у eBay и Amazon». Давайте немного «препарируем» то, что здесь сказано.

Начнем издалека, о численности российских Интернет-пользователей. Принято считать, что в России около 80 млн пользователей. Это - данные РОЦИТ. Подсчитать реальное число пользователей в стране достаточно сложно: один и тот же человек выходит с разных точек подключения (IP) и разных устройств (MAC-адресов). РОЦИТ не раскрывает своей методики, но о ней несложно догадаться: берется число уникальных посетителей с социальных сетей, делается прогноз, как полученный результат связан с общим числом пользователей в стране, и полученная цифра выдается за «статистику».

Независимая статистика показывает: количество уникальных пользователей за день у ВКонтакте - 45,8 млн чел., у Mail.ru – 32,1 млн чел. Вот и получаются те самые «80 млн». Итак, мы получили «базу» для сравнения.

Теперь следующий вопрос: насколько правдиво выглядят «15,6 млн покупателей в России» в месяц?

Здесь следует немного уточнить термин. В обывательском представлении «покупатель» - это тот, кто совершил покупку. С точки зрения Интернет-магазина «покупатель» - это человек, посетивший сайт, т.е. активный или просто зарегистрированный пользователь. То, что у AliExpress уже имеется такая накопленная база подписчиков («покупателей»), я не сомневаюсь. Но то, что реальное число покупателей в месяц составляет 20% всех пользователей страны, у меня вызывает большие сомнения.

Идем дальше: «число покупателей на AliExpress в несколько раз превышает число покупателей из России у eBay и Amazon».

Для начала напомним, что eBay в России никогда не называл абсолютных цифр по числу своих покупателей. Другими словами, Alibaba (через «Коммерсант») дает сравнение с «несуществующими» данными.

По поводу «числа покупателей eBay в России» известно следующее. «В 2012 году eBay обслужила в России около 1 млн покупателей, заработав более $425 млн.» (http://slon.ru/fast/business/pochta-rossii-sozdast-svoy-ebay-1180321.xhtml). Известно также, что eBay оценила рост числа российских покупателей в 2012 году в размере 82% (http://www.comnews.ru/node/68305).

«2012 год» был годом начала активного присутствия eBay в России. Поэтому можно экспертно оценить, что сейчас у eBay имеется около 5 млн пользователей. «Коммерсант» в целом подтверждает эти цифры: «во втором полугодии 2014 года … у онлайн-аукциона eBay было 3,7 млн покупателей, а у американского интернет-ритейлера Amazon — 1,4 млн.»; источник информации – SimilarWeb, известный ресурс сетевой аналитики. Однако SimilarWeb может оценить только реальных покупателей, совершающих транзакции с Интернет-магазином. Оценить число зарегистрированных пользователей SimilarWeb не может.

Делаем вывод, что в новости Alibaba от AliExpress названы «зарегистрированные пользователи», тогда как они сравниваются с данными для Ebay и Amazon, где указаны реальные покупатели.

Есть ли причины для многократного превышения популярности AliExpress над eBay+Amazon в России?

Известно, что размер комиссии eBay на доставку составляет 4-9% (в зависимости от категории товаров), комиссия AliExpress – 5%. Простой просмотр сайта eBay по китайским товарам подсказывает, что практически все товары доставляются бесплатно, т.е. комиссия на доставку товаров из Китая уже включена в цену на eBay. AliExpress придерживается той же политики. Поскольку рынок товаров общемировой, поэтому цены на сайтах eBay и AliExpress не могут различаться даже на десятки процентов. Поэтому заявление о глобальном превосходстве AliExpress снова выглядит «недоказанным».

Единственное замечание – AliExpress легче вывести мелкие китайские noname-компании, чем eBay, потому что на eBay действует достаточно сильное лобби. На Ebay большое внимание уделяется доверию к продавцу, что делается для предотвращения вброса на рынок недоброкачественных товаров. Впрочем, AliExpress придерживается в последнее время той же политики. Делаем вывод: опять не видно рычагов для «глобального превосходства».

Вместо послесловия…

Из новости в «Коммерсанте» ясно следующее: AliExpress будет придерживаться в России агрессивной рекламной политики, граничащей с «разумными пределами». Хотелось бы пожелать созданному российском представительству не переходить грань! Доверие и честность продавца дорогого стоят.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики:

Ключевые слова: