Насколько важен постоянный доступ в Интернет для музыканта, удобно ли пользоваться мобильным доступом в Сеть, а также как продвигать свою музыку в социальных сетях, не боясь пиратства, – об этом рассказал изданию «Инфокоммуникации онлайн» вокалист московской группы «Стволы» Олег Карпачев.
Олег, расскажите, пожалуйста, какими современными способами коммуникаций вы пользуетесь.
– Если говорить о сотовой связи и Интернете, здесь я всячески за то, чтобы использовать телефон как модем. Безусловно, гаджеты необходимы для того, чтобы было удобно пользоваться Интернетом. Конечно, не очень удобно выходить в Интернет при использовании маленького монитора, но всегда можно, в конце концов, носить с собой ноутбук и в любом месте подключиться и пользоваться доступом в Сеть.
Насколько я знаю, уже появилась связь 4G (имеется в виду Yota, – прим. ред.), которая на данный момент работает в пробном режиме и бесплатна. Потом, когда они запустятся в коммерцию, я думаю, эта связь будет дешевле, чем обычный Интернет, и причем, как известно, она работает быстрее, чем через сотовый телефон. Конечно, придется покупать ноутбук с поддержкой WiMAX. Но сейчас без Интернета обходиться невозможно, особенно для людей, которые постоянно находятся в какой-то медийной связи с общественностью и вообще друг с другом. В общем, постоянный доступ в Интернет в любом месте просто необходим.
Каким сотовым оператором вы пользуетесь для выхода в Интернет и устраивает ли он вас?
– Я пользуюсь МТС, но на самом деле он меня, конечно, не устраивает, т. к. хотелось бы получать большие скорости с лучшим качеством. Даже мой домашний Интернет меня не очень устраивает. Я живу в городе Подольске, и там не ахти какие провайдеры. Пользуюсь услугами компании «Кварц» (это местное кабельное телевидение и интернет-провайдер). Но технологии постепенно развиваются, появляются новые компании, растет конкуренция, возникают новые предложения, которые могут заинтересовать абонента. С другой стороны, если посмотреть на опыт США или Европы, у нас прогресс в этом плане происходит медленно. Но, думаю, Россия свое наверстает.
Вы чаще выходите в Интернет из дома или в дороге?
– По-разному. Конечно же, когда я дома, у меня постоянно включен Интернет. А что касается «в дороге», то, к сожалению, не везде есть точки, где можно нормально воспользоваться Wi-Fi, а если и есть, то обычно предоставляется не очень высокая скорость. Такой мобильный Интернет, скорее, не для закачки больших объемов данных, а для общения – в социальных сетях и пр. Здесь могу добавить, что люди, с которыми я общаюсь, без социальных сетей уже не представляют свою жизнь.
Как вы используете такие медийные средства для продвижения группы?
– Во-первых, Интернет, как я уже сказал, в современное время – это в первую очередь социальные сети. И плюс к этому существуют и специализированные музыкальные социальные сети, это, например, MySpace – сайт для продвижения музыки, которому уже несколько лет. Если группа занимается им серьезно, то тогда, можно сказать, очень просто продвинуть свой проект. На этом сайте музыкальные группы друг друга «френдят», и, например, если ты просидел всю ночь – а в день можно «френдить» 500 групп, – то из 500 контактов ты можешь получить пять конкретных предложений. Так, мои друзья получили предложение играть в Польше, Чехии. При этом люди на Западе готовы принимать русские группы и русскую музыку у себя, причем оплачивая проезд, проживание, – то есть с их стороны они предлагают работать на определенных условиях. Без Интернета такие гастроли нельзя было бы организовать.
Еще один плюс – куда проще не слать бандероли со своими записями, а просто «залить» их на какой-то файловый сервис. Таким образом у меня и складывается общение и работа со своим окружением, поскольку есть много коллективов и музыкантов, с которыми я поддерживаю контакты. Причем музыка подразумевает большие объемы данных, соответственно, нужно большие скорости и т. д. Соответственно, чем дальше развиваются технологии, тем лучше для нас.
Какая скорость доступа в Интернет вас бы устроила?
– Неограниченная! Я бы, конечно, желал кликнуть, и чтобы слился сразу гигабайт! Это было бы здорово!
Как вы относитесь к пиратскому распространению музыки в сети? Или для раскрутки группы это, наоборот, хорошо?
– Этот процесс неизбежен – люди будут бесплатно качать музыку, и от этого никуда не деться. Есть музыкальный фонд классики – никто же за нее денег не берет, и, мне кажется, это нормальная практика. Другое дело, что музыканты не должны сидеть без денег, играя музыку в грязных подвалах. В шоу-бизнесе наблюдается нехватка средств, в том числе из-за пиратства, и, например, нет возможности продюсировать молодых и талантливых ребят. Нужно как-то решать эту проблему. А с помощью Интернета проблема решается так, как, например, это сделали Radiohead. Если у тебя действительно хороший материал и достойная музыка, ты можешь ее выложить для свободного скачивания и оставить какие-то контакты, по которым люди могли бы заняться меценатством, то есть проспонсировать твою музыку. Да, мы теряем аудиторию 15-летних подростков, которые начинают клянчить у мамы, тянуть ее за подол: «Мама, купи мне диск!», – и мама сдается и покупает. Но, с другой стороны, люди, которые слушают музыку, интересуются, постоянно что-то качают, готовы за нее платить. Они могут через Интернет купить диск или просто перевести деньги на счет группы. Такое добровольное меценатство, мне кажется, очень хороший вариант.
Вы практикуете продажу вашей музыки через сеть Интернет?
– Пока нет, но, я полагаю, именно по этой схеме мы будем действовать дальше. Сейчас кризис, и выпускать альбом невыгодно. Компании, которые занимаются выпуском альбомов, с большим волнением относятся к тому, за какое время альбом разойдется и не успеют ли они за это время обанкротиться. А тут, абсолютно ничего не теряя, мы только приобретаем. Конечно, можно бояться, что все скачают и никто ничего не заплатит. Да, может, кто-то скачает и не заплатит, но кто-то и нет.
Сыграл ли кризис на руку пиратству в Сети, когда пользователи, стремясь сэкономить, ищут музыку в свободном доступе?
– Не знаю, но в целом, мне кажется, что у нас выбор пиратской продукции в магазинах гораздо шире, чем лицензионной. Так что здесь отечественные музыканты абсолютно ничего не теряют, вернее, как обычно – не получают. Западные – да, т. к. там более жесткие правила на рынке, на них, наверное, сказалась подобная экономия. Но и у них работают новые подходы, и опыт Radiohead это наглядно показал.