– Александр, по каким основным причинам ИТ-компании прибегают к аутстаффингу?
– Такой формат востребован в тех случаях, когда компании требуется точечное расширение команды для реализации сложных ИТ-решений или важных бизнес-проектов. Например, если возникли сложности (что неудивительно!) с поиском кандидата с необходимым профилем или экспертизой, или же если ключевой сотрудник покинул компанию и его надо быстро заменить. В ряде случаев аутстаффинг также помогает снизить или вовсе исключить затраты на содержание собственного ИТ-штата.
Кроме того, такой формат взаимодействия – это отличная возможность для заказчика «аккуратно» попробовать ИТ-аутсорсинг и понять, насколько модель привлечения внешней экспертизы ложится в бизнес-процессы компании, насколько он экономически целесообразен и какую ценность приносит бизнесу.
Руководитель направления выделенных экспертов ICL Services Александр Мостовик
– Изменилась ли популярность этой модели после февральских событий 2022 года?
– В новых реалиях перед бизнесом возникли новые вызовы, связанные в том числе с проектами импортозамещения ИТ-ландшафта. Для реализации таких проектов (особенно масштабных - завязанных как на программном обеспечении, так и на ИТ-инфраструктуре) требуется большое количество ИТ-специалистов, с широкой экспертизой на ограниченном временном отрезке.
Модель аутстаффинга удачно вписывается в эти реалии – можно быстро получить команду опытных специалистов в свое распоряжение, оперативно получить ожидаемый результат и так же быстро осуществить приемку работ и завершить проект или договориться с поставщиком услуги о дальнейшем сопровождении части или всех импортозамещенных ИТ-систем – в зависимости от нужд и потребностей бизнеса как сейчас, так и в будущем.
– Достаточно ли в России компаний, предоставляющих такие услуги? В каких случаях приходится обращаться к зарубежным аутстафферам, широко ли это практикуется?
– Можно сказать, что здесь, скорее, зарубежные заказчики продолжают обращаться к компетенциям российских специалистов, так как соотношение цена/качество у нас по-прежнему остается одним из лучших в мире. Заказчики это понимают и, несмотря на имеющиеся ограничения, ищут возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Что касается вопроса о достаточном количестве таких компаний, то думаю, что пока есть спрос, то будет и предложение. Сейчас многие поставщики аутсорсинговых услуг в России усиливают фокус на модели аутстаффинга, не считая различные агентства, которые не имеют собственной ресурсной базы, но имеют возможность выступать в роли посредников при оказании данных услуг.
– Какие специалисты особенно часто привлекаются по модели аутстаффинга, почему именно они?
– По нашим наблюдениям наиболее популярными и востребованными категориями являются разработчики (как back, так и front-end), специалисты по поддержке ИТ-инфраструктуры и проектные менеджеры и координаторы. Связано это с задачами, которые бизнес решает в текущем моменте (импортозаместиться как можно быстрее и как можно качественнее), а также возможностью быстрого погружения профессионалов этих направлений в специфику работы заказчиков и последующую быструю отдачу в виде качественно реализованных задач.
– Работает ли ваша компания с аутстафферами? Поделитесь, пожалуйста, примерами из практики.
– Для нас во главе угла всегда стоят интересы наших клиентов – если в определенной ситуации есть необходимость в привлечении третьей стороны и заказчик поддерживает такой формат, то мы прибегаем к помощи внешних экспертов для временного усиления своих команд. Точно так же, как и работаем в обратном направлении – предоставляем экспертизу и опыт своих экспертов для удовлетворения потребностей наших клиентов – вот таких случаев в нашей практике существенно больше.
Например, можно отметить сотрудничество с одной международной ИТ-компанией, которой требовалась реорганизация ИТ-процессов для повышения качества работы и снижения затрат бизнеса. Подключение и работа наших экспертов в команде заказчика позволили реализовать наши внутренние наработки в корпоративной среде клиента и показали, что наш стандарт сервиса может быть применен на международном уровне. Для достижения такого результата наши эксперты использовали в своей работе изученные и проверенные нами технологии и подходы, включая методологии бережливого производства и дизайн-мышления.
– Будет ли расти объем аутстаффинга ИТ-специалистов на отечественном рынке? Среди каких компаний, в связи с какими рыночными процессами?
– Согласно аналитике Tadviser, ресурсный аутсорсинг является лидером среди моделей аутсорсинга в России в 2023 году – его используют 84 % компаний. И этот тренд будет продолжать набирать рост, так как такой формат взаимодействия предоставляет большую маневренность в ситуации непредсказуемого движения рынка.
Сегменты, в которых компании активнее всего применяют ресурсный аутсорсинг - это финтех, ритейл и непосредственно сами ИТ-компании. Видим появляющийся интерес в таких сферах, как, промышленность, логистика и даже госсектор. Компаниям выгодно пользоваться такими услугами, потому что они находят в этом возможность сократить издержки, повысить гибкость, оперативно перераспределить затраты и, конечно же, привлечь со стороны подрядчиков высокопрофессиональных специалистов для реализации конкретных нишевых ИТ-проектов и задач.
– Большое спасибо за беседу!