– В конце 2023 года ваша компания впервые вышла на FINOPOLIS?
Виктор Вернов: Мы участвуем в Форуме уже второй год. Здесь насыщенная, интересная повестка и каждый год есть якорь: веяния моды, которые управляют повесткой. В ноябре такими якорями стали искусственный интеллект, генеративные сети, ЦФА, цифровой рубль. В 2022 году поднимались другие темы. Это значит, что индустрия живая, быстро меняется и «переизобретает» себя.
– Какие тренды и вызовы вы отметили для себя на FINOPOLIS 2023?
Евгений Родионов: Отрасль столкнулась с большим объёмом данных, среди которого много белого шума. На повестке остро встал вопрос: как с этим работать. Наш общий текущий вызов теперь - научиться обрабатывать и применять результаты обработки этих данных. Многие компании уже используют искусственный интеллект в части скоринговых моделей и создают полуавтоматические решения, которые агрегируют данные. Искусственный интеллект, применимый конкретно к области финансирования, помогает адекватно оценивать качество заемщика и его потенциал развития по ряду параметров. Компании начинают работать с данными и будут коллаборироваться друг с другом, что может стать новым технологическим рывком.
Сооснователи компании ROWI Виктор Вернов и Евгений Родионов в студии «ЭХО лОСЕЙ»
– На круглом столе, посвященном фасилитации финтех-инноваций, Виктор высказал мысль о частой подмене понятий «финтех-компания» и «IT-компания». Помогите разобраться, что есть что, и в чем принципиальная разница.
В.В.: Это, наверное, еще один из вызовов сегодняшнего дня. Работая в финтехе, ты востребован независимо от опыта, экспертизы или качества производимого продукта. Человек, который поднимает руку и говорит: «Я из финтеха», получает от трех до пяти офферов мгновенно. В нашей отрасли спрос, как правило, очень сильно превышает предложение. Это хорошее время для крупных компаний, которые готовы выделять бюджеты, строить всевозможные лаборатории инноваций, то есть формировать специфическую структуру, от которой ждут каких-то «чудес» или цифровой трансформации бизнеса.
Быть настоящим финтехом в этот момент интересно, но не так легко. Если вы откроете интернет и забьете в поиск «финтех», то увидите ограниченный, понятный перечень технологий, которые используются в финансовой сфере. Это искусственный интеллект, использование неструктурированных больших данных, построение математических моделей либо использование скоринговых метрик, - это все, что связано с API и открытостью данных, методами их получения и, конечно же, биометрией. Такое множество иногда путают в целом с IT.
Безусловно, поскольку термин «финтех» сейчас на подъёме, всем выгодно называться финтехом. Все говорят: «мы финтех», а дальше нужно спрашивать, чем именно они занимаются. Сам факт написания мобильного приложения или работы с электронным документооборотом - это еще не финтех. За время изменения рынка в последние годы таких недопониманий было много.
Сейчас мы находимся в период «лихорадки финтеха», есть колоссальная конкуренция за рабочие руки и таланты, которые знают не только, что такое языки программирования, но и финансовые продукты. Объективно рынок перегрет. Мне кажется, что от борьбы за таланты мы перешли к борьбе бюджетов. Сегодня на одном поле играют совершенно разные команды: крупные банки, Big Tech компании, госкорпорации и просто команды, которым очень нравится слово «финтех», готовые вложиться, сделать лабораторию инноваций и посмотреть, что из этого получится. Конечно, за два-три года все выровняется, но сейчас мы действительно конкурируем со всеми.
Е.Р.: Я добавлю. На этот вопрос можно посмотреть еще шире. Финтех создает новый клиентский сегмент и удовлетворяет его с помощью специализированных продуктов или услуг, либо добавляет в существующее предложение некую инновационность, которой ранее не было. Если банки нового поколения могут создавать как совершенно новую практику потребления классических финансовых продуктов, так и открывать новые клиентские сегменты, то финтехи работают более таргетированно – с выделенным клиентским сегментом, предлагая для него не универсальный продукт, а решение, заточенное под потребности текущего потребителя.
Например, в ROWI есть продукт, который вырос из факторинга и теперь фокусируется исключительно на продавцах маркетплейсов. Мы создали для него отдельный бренд – Sellplus. Там иной подход к бордингу клиента при формировании заявки или открытии лимита на финансирование и совершенно иной процесс обслуживания. Это пример создания специализированного продукта для нового клиентского сегмента, которого ранее не было.
– Как вам удается находить хорошие кадры с учётом конкуренции и перегрева рынка?
В.В.: Мы не конкурируем с другими финтехами по бизнес-метрикам. Мы конкурируем с компаниями, у которых есть бюджет, которые могут не зарабатывать и даже тратить, и много. На их стороне оклады, корпоративная среда.
Исторически сложилось так, что сотрудники хотят прикрепиться к «большой крепкой ветке». К сожалению, в такой ситуации они верят не в свои крылья, а в ту ветку, на которой сидят. Но, и я хотел бы это подчеркнуть, далеко не все так радужно внутри крупных корпораций с точки зрения взаимоотношений сотрудников, уважения к ним, обучения, реальной командной работы. В этой борьбе для нас реальный способ побеждать - это иметь настоящую работающую корпоративную культуру. И кроме того - идею. Финтех, желающий расти сейчас, обязан сформулировать идею. Просто зарабатывать деньги недостаточно. Мы должны уметь объяснить, в основном молодому поколению, почему работать вместе с нами интересно, и что ты меняешь в этом мире.
– Сколько сотрудников в вашей компании?
Е.Р.: На сегодняшний день в команде ROWI уже более 300 специалистов. Из них, конечно, большая часть относится к IT-отрасли.
Если говорить про борьбу за кадры, то мы этот вопрос решаем за счет вовлеченности команды через культуру инноваций, доверия и уважения друг к другу. Мы часто слышим, как сложно крупным банкам и как легко нам, потому что у нас меньше бюрократии. Мы действительно более гибкие в этом плане, это наше преимущество. К примеру, подобный тренд наблюдается в США: многие сотрудники из крупных корпораций, таких, как Google или Amazon, предпочитают уходить в небольшие стартапы, потому что там более гибкий подход и интереснее задачи, сотрудники менее обременены бюрократией, у них есть время творить.
Есть еще момент, связанный с честностью и соблюдением тех ценностей, которые ты декларируешь. Во всех больших корпорациях есть какие-то корпоративные ценности. Обычно они про доверие, про честность, а вот насколько это правда - всегда большой вопрос. Финтехи в этом смысле более командно ориентированные компании. Мы должны быть и являемся гарантами соблюдения наших ценностей. Есть такое выражение – «сохранить дух стартапа», то есть сохранить максимальную вовлеченность и живость мышления команды. Нам кажется, именно это и привлекает людей к нам.
– Спасибо за беседу!