— Алексей, насколько часто российский бизнес использует мессенджеры в корпоративных целях, какой именно функционал особенно популярен? Можно ли вообще обойтись без мессенджеров в корпоративном общении и если да, то какие решения являются удобной и надежной альтернативой мессенджерам?
— Если говорить об использовании мессенджеров в корпоративных целях, то необходимо рассматривать их не как самостоятельные, отчуждаемые решения, а как неотъемлемые компоненты экосистем унифицированных коммуникаций и средств совместной работы, обеспечивающих прозрачные и удобные для конечного пользователя механизмы организации коммуникационного взаимодействия. По этой причине современный российский бизнес при внедрении таких систем всегда получает «бонусом» в их составе интегрированный мессенджер для ведения корпоративного общения. Соответственно, с этой точки зрения популярным функционалом является возможность эскалации коммуникаций, то есть переход от одного вида информационного взаимодействия в другие. Например, изначально идет общение в чате, затем его можно перевести в голосовое, а затем в видео- и наоборот или переход от двухстороннего чата к многостороннему селекторному совещанию с подключением новых абонентов.
Алексей Жирнов, руководитель Департамента коммуникационных решений АМТ-ГРУП
Фото: АМТ-ГРУП
Разумеется, необходимость использования мессенджеров в корпоративном общении, в первую очередь, определяется организацией бизнес-процессов на конкретном предприятии: в одних без них никак не обойтись (являются основным рабочим инструментом), в других они опциональны (могут быть заменены в использовании, например, письмами обычной электронной почты), а в третьих в принципе неприменимы (работники промышленного производства и т.п.).
— Какие мессенджеры, по вашим наблюдениям, самые распространенные? Действительно ли использование зарубежных публичных мессенджеров несет риски? Насколько активно бизнес переходит на импортозамещающие аналоги, какие отечественные решения уже зарекомендовали себя?
— Безусловно, в текущей ситуации использование зарубежных публичных мессенджеров для решения корпоративных задач несет вполне ощутимые риски. В первую очередь, конечно, это риск остановки бизнес-процессов предприятия, функционирующих с их непосредственным использованием, в случае, например, каких-либо санкционных действий стран их владельцев в отношении российских пользователей.
Таким образом, отечественному бизнесу рано или поздно все равно приходится принимать решение (порой крайне сложное и радикальное) о переходе на импортозамещающие аналоги. Нельзя сказать, что в целом по рынку в этом процессе имеется четко просматриваемый тренд — скорее, есть некоторые его вертикали, для которых риск остановки их бизнес-процессов из-за недоступности зарубежных публичных мессенджеров максимально велик, что в свою очередь стимулирует такой переход.
На текущий момент на российском рынке мессенджеров присутствует около десятка решений корпоративного класса, при этом пока сложно выделить из их числа явных лидеров — еще достаточно мало времени прошло с начала активных действий по импортозамещению (как со стороны производителей, так и со стороны пользователей).
— Расскажите о вашем опыте в части использования и создания мессенджеров, об импортозамещении, если такие проекты есть.
— Перед одним из наших заказчиков встала задача импортозамещения наследованной системы корпоративной связи производства компании Cisco Systems, состоящей из IP-телефонии, унифицированных коммуникаций и совместной работы Cisco Webex, в свою очередь обладающей функционалом мессенджера. К сожалению, единого отечественного продукта, включающего в себя такого уровня интеграцию компонентов и удовлетворяющего функциональные требования бизнес-пользователей заказчика, на момент выработки проектного решения на рынке не оказалось.
Чтобы решить эту задачу, нами был проведен анализ рынка, и заказчику мы предложили использовать несколько компонентов от различных производителей, каждый из которых обеспечивал бы свою часть пользовательского функционала, при этом имел открытый API (application programming interface, интерфейс программирования приложения) для встройки его в единую систему корпоративной связи.
В результате сотрудники заказчика получили на своем рабочем месте единое приложение, включающее в себя функционал мессенджера, календаря, почтового клиента, корпоративной телефонии, аудио- и видеоконференцсвязи, а также совместной работы. Стоит отметить, что такое приложение функционирует как на отечественной настольной ОС Linux, так и на мобильных платформах.
— Какие интересные особенности и функции могут быть реализованы в отечественных мессенджерах? По вашим прогнозам, смогут ли российские мессенджеры стать стандартом для отечественного бизнеса и полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры?
— Вряд ли можно говорить о каких-то особенных функциях, которые могут быть реализованы исключительно в отечественных мессенджерах, потому что потребность в эффективных коммуникациях посредством удобного инструмента заложена в самой человеческой сущности, безотносительно того, из какой страны последняя.
Тем не менее, российские мессенджеры, как и любые другие продукты, имеют потенциал стать стандартом только в том случае, если с их помощью возможно будет решать специфические задачи отечественного бизнеса, например, как это сейчас происходит с селекторными совещаниями, решения для которых де-факто стали широко распространенными инструментами бизнес-управления на российских предприятиях и в организациях.
— Большое спасибо за беседу!