- Андрей, может ли сегодня российский рынок IT-специалистов закрыть потребности банков?
- В целом дефицит специалистов сохраняется, и особенно это касается уровня middle+ и senior. Острота этой проблемы за последние месяцы немного снизилась, но изменения не носят радикального характера. Грубо говоря, было 500 вакансий на 100 резюме, а теперь 200-300 вакансий на 100 резюме. Уменьшился дефицит в каких-то отдельных сегментах: например, стало значительно легче найти мобильных разработчиков, особенно на iOS, front office-разработчиков, тимлидов и руководителей уровня начальника отдела. Однако сохраняется серьёзный дефицит автотестировщиков, особенно специалистов по нагрузочному тестированию. Ощущаются также и проблемы с подбором аналитиков.
Экс вице-президент и технический директор «Ренессанс Банка» Андрей Саломатин
- Как потребности в людях изменились после 2022 года? Какие специалисты нужны были в 2021 году, а какие нужны сейчас?
- В 2021 году был бум мобильной и front-office разработки. Первых было особенно сложно найти, а их зарплатные ожидания зачастую были в 1,5-2 раза выше, чем у Java-разработчиков аналогичного уровня. Сейчас спрос на мобильных разработчиков и разработчиков front-office решений снизился, а на Java-разработку - напротив, вырос. Также вырос спрос на разработчиков системного ПО (владеющих C/С++). Относительно 2021 года сейчас на рынке возникло такое невиданное ранее явление, как дефицит 1С-разработчиков. По большей части это связано с реализацией программ импортозамещения, в том числе заменой многочисленных решений от зарубежных производителей, таких как SAP, Oracle и др.
- Сложно ли сегодня привлекать подходящих ИТ-специалистов? Какая проблема более остра - нехватка кадров или текучка?
- Общая текучесть кадрового состава скорее спала по сравнению с прошлым периодом. Это связано, наверное, как с общей нервозностью обстановки - в нестабильной ситуации люди предпочитают прежние места, если там всё понятно, спокойно и надёжно. Меньше стало ситуаций, когда ИТ-специалистов перекупают конкуренты предложениями, например, вдвое большей зарплаты (хотя такое по-прежнему время от времени происходит). Этот тренд оформился, судя по всему, как благодаря сворачиванию целого ряда проектов, так и из-за снижения дефицита - меньше стало ситуаций, когда от HR-службы или ИТ-департамента требуют решить кадровый вопрос любой ценой.
Так что, резюмируя, я бы сказал, что сохраняющаяся нехватка кадров всё-таки превалирует как фактор. Текучка влияет на ситуацию намного меньше.
- Готовы ли банки обучать IT-специалистов в том числе и своими силами? Как банки работают с молодёжью?
- У большинства крупных и средних финансовых организаций давно работают стажёрские программы, ориентированные на студентов. Это может быть, например, летняя практика для студентов 3-4 курсов, или привлечение на частичную занятость с трудоустройством в организацию и последующим переводом на полный рабочий день после окончания студентом вуза.
Например, банк, в котором я работал, взаимодействовал как с крупными московскими вузами технической и экономической направленности, так и с вузами Пензы, где был расположен основной центр разработки банка. В коллаборации с МАИ проводился хакатон, по итогам которого ряду участников делались предложения о работе в банке.
Также финансовые организации активно реализуют собственные программы подготовки ИТ-специалистов. Я, например, сам запускал школы Java-разработки и тестирования.
Стажёрские программы и собственные программы обучения - это возможность для организации подготовить лояльную и мотивированную команду на будущее.
- Какие направления цифровизации и автоматизации сегодня актуальны для банков? Насколько серьёзную роль сегодня играет искусственный интеллект?
- В банках сейчас активно автоматизируются call-центры – новые поколения нейронных сетей должны дать тут дополнительный импульс. Давно уже роботизируется и автоматизируется деятельность бухгалтерии и операционного департамента. Технологии нейросетей, искусственный интеллект - все это может дать возможность недорого роботизировать дополнительные процессы, в которых ранее было сложно/нерентабельно заменять людей машинами. Однако я бы не ждал того, что в ближайшее время роботы полностью смогут заместить даже таких банковских специалистов.
Если же говорить об использовании технологий ИИ в разработке программного обеспечения, то их ниша - это скорее функционал дополнительных помощников, которые, возможно, позволят сократить затраты на разработку на 20-30 %. Плюс, та же самая автоматизация рутинных операций. Например, мои команды разработки автоматизировали распределение дефектов между разработчиками, используя нейронную сеть: алгоритм выбирал, какому разработчику лучше назначить тот или иной дефект, и делал это не хуже, чем тимлид.
- Большое спасибо за беседу!