— Дилара, как изменились потребности ваших клиентов в сфере услуг по совершенствованию процессов управления проектами?
— Могу сказать, что вопрос развития рынка систем управления проектами нам актуален не просто так: во-первых, все большее количество наших компаний-клиентов интересуются совершенствованием процессов под внедрение или импортозамещение информационных систем управления проектами. Во-вторых, мы сами, став многопрофильным холдингом с комплексными проектами на стыке ИТ-консалтинга, интеграции и заказной разработки, столкнулись с ростом собственных требований к ИТ-решениям, поддерживающим наши проекты.
Старший менеджер практики «Технологическая трансформация» Рексофт Консалтинг Дилара Ижбердеева
Фото: Рексофт
Если еще несколько лет назад запрос на совершенствование или внедрение проектного управления представлял из себя преимущественно запрос на процессы, методологии, инструменты и роли, то сейчас заметен акцент на интеграцию с другими бизнес-процессами компании, включая интеграцию на уровне ИТ-систем. Например, в рамках схожего запроса в проекте для крупного газохимического комплекса команда Рексофт Консалтинг выполнила дизайн всех ключевых бизнес-процессов, включая процессы управления крупными капитальными проектами, разработала целевую ИТ-архитектуру, поддерживающую высокую интеграцию, а также были выбраны наиболее подходящие вендоры решений.
— Как развивался российский рынок систем управления проектами? Какие факторы способствовали росту, и с какими барьерами столкнулись разработчики?
— Основными движущими силами рынка в последние годы стали необходимость в замещении зарубежных систем, особенно в организациях, работающих с критической информационной инфраструктурой (КИИ), а также уход иностранных продуктов и сервисов, включая Microsoft Project Online, Asana, Jira и Confluence от Atlassian. Эти факторы способствовали появлению большого количества отечественных решений.
Оценки объема отечественного рынка систем управления проектами в денежном выражении несколько противоречивы: по оценкам экспертов «МойОфис», объем рынка в 2024 году составил 17,39 млрд рублей, и если сравнивать это с объемом рынка 2023 года, который оценил DISCOVERY Research Group, то это говорит о почти троекратном росте (с 6,02 млрд рублей).
Даже если не обсуждать конкретные цифры, активный рост рынка подтверждается увеличением количества отечественных продуктов: на карте CNews по импортозамещению за 2024 год их количество увеличилось более чем на 60 % и достигло 36 наименований.
Тем не менее, рынок систем управления проектами столкнулся со сложностями внедрения отечественных решений из-за пока еще недостаточного покрытия требуемого функционала и низкой степени интеграции с корпоративным и офисным программным обеспечением.
— Как рынок справляется с этими вызовами? На что делали упор отечественные игроки рынка в этом сегменте?
— В 2024 году разработчики российских систем управления проектами активно адаптировали свои решения к условиям локального рынка и дорабатывали продукты с учетом необходимости повышения уровня интеграции с корпоративными решениями и отечественными офисными продуктами, например, «Мой Офис» и «Р7-Офис».
Также многие продукты расширили свой функционал и теперь позволяют гибко работать как по Agile, так и по Waterfall. Это предоставляет компаниям возможность подстраиваться под текущие задачи и менять подходы по мере необходимости. Усиление функционала для управления ресурсами стало ответом на рост сложности проектов и нехватку кадров. Разработчики внедрили новые возможности, включая планирование и резервирование ресурсов, а также улучшенные инструменты анализа загрузки сотрудников.
В области кибербезопасности были усилены механизмы аутентификации и контроля доступа. Развивались и инструменты для совместной работы, так как многие компании продолжают работать в гибридном режиме и в формате территориально распределенных команд.
Внедрение искусственного интеллекта также стало повсеместным трендом, отразившимся на развитии систем управления проектами. Некоторые компании интегрировали в свои решения нейропомощников, которые позволяют автоматизировать рутинные задачи, анализировать данные проектов и делать прогнозы по рискам и ресурсам. Однако до повсеместного использования ИИ для управления проектами компаниям еще далеко.
— Можно ли сказать, что российские СУП уже не отстают от зарубежных?
— За последние пару лет российские системы управления проектами действительно улучшили свои интерфейсы, сделав качественный скачок в развитии и став удобнее в использовании.
Однако основные сложности перехода компаний на отечественные решения связаны с высокими единовременными затратами на замену систем, сложностями при переносе большого объема накопленной проектной информации, обучением сотрудников и трудоемкой интеграцией с другими корпоративными системами. Переход от зарубежных решений осложнен тем, что они часто были тесно связаны с другими продуктами того же вендора. Например, SAP PPM и SAP PS — с SAP ERP, который по-прежнему используется во многих крупных частных компаниях. Согласно исследованию компании IBS, SAP все еще занимает 66 % российского рынка ERP-систем.
— Что наиболее важно для заказчиков при выборе системы?
— Для крупных компаний основными критериями выбора остаются обеспечение кибербезопасности и защита данных, общая стоимость владения, легкость и скорость интеграции с уже существующими ИТ-системами.
Гибкость продукта также является важным фактором при выборе решения для управления проектами. Бизнес зачастую ищет возможности для адаптации под свои уникальные потребности. Это может включать в себя доработку функционала: например, компании могут запросить интеграцию дополнительных модулей или включение новых функций.
В свою очередь, компании, работающие с КИИ, уделяют особое внимание возможности размещения системы на собственных серверах. В 2024 году такие организации активно переходили на отечественные СУП в соответствии с требованиями правительства.
— Как будет развиваться и меняться рынок в 2025 году?
— Мы ожидаем, что тренд на внедрение искусственного интеллекта в системы управления проектами продолжится. Это особенно касается инструментов для планирования, прогнозирования рисков и мониторинга проектов. Также будет крайне актуальна бесшовность взаимодействия, то есть интеграция решений с корпоративными системами и новыми российскими продуктами, которые пришли на замену MS Office и Google Workspace.
Кроме того, возрастающая сложность проектов и специфические требования различных отраслей будут способствовать появлению и развитию специализированных СУП. Они будут разрабатываться для промышленного производства, строительства, добычи полезных ископаемых и других сфер. Такие системы будут учитывать отраслевые стандарты и особенности, включая управление ресурсами, технический контроль и соблюдение нормативных требований.
Потребность в учете специфики деятельности компаний приведет к увеличению спроса на комплексные проекты внедрения, включая аудит и совершенствование процессов управления проектами перед выбором поставщика решения.
— Большое спасибо за беседу!