– Дмитрий, по каким основным причинам ИТ-компании прибегают к аутстаффингу? Изменилась ли популярность этой модели после февральских событий 2022 года?
– Само по себе явление аутстаффинга в России присутствовало достаточно давно. И хотя оно раньше так не называлось, оно активно проявлялось в виде сервисных договоров, работе по совместительству. Многие компании предпочитали полностью перекупать нужных им сотрудников под долгие проекты. Сам я в ИТ-компании столкнулся с таким явлением напрямую в 2016 году.
По мере роста доступности сети Интернет в регионах и увеличения разницы в зарплатах между двумя столицами и регионами компании начали экономить средства путем найма более дешевых сотрудников из регионов. Некоторые набирали пул проектов за рубежом, а исполнителей нанимали в России.
Главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников
В 2020 году с началом пандемии многие перешли на удаленку, онлайн-активности в обычных компаниях резко рванули вверх. Сильно вырос спрос на ИТ-специалистов, на них началась охота. Зарплаты ИТ-специалистов выросли. Вот тут и начался настоящий расцвет аутстаффинга. Стало выгодно нанимать людей на короткие контракты, под конкретные задачи. Кроме того, не стоит забывать, что сама по себе ИТ-отрасль стала очень сложной, в ней появилось много разных направлений, в которых требуется глубокая компетенция для решения рабочих задач.
Поэтому к февралю 2022 года отрасль подошла вполне себе подготовленной в этом направлении, на мировом уровне развития и зрелости. После февраля 2022 года сама по себе модель не поменялась. Компании просто стали адаптироваться под новых поставщиков, вендоров, переориентироваться на отечественных производителей и разработчиков.
– Достаточно ли в России компаний, предоставляющих такие услуги? В каких случаях приходится обращаться к зарубежным аутстафферам, широко ли это практикуется?
– В России уже довольно давно есть разные компании, работающие по такой модели. Но говорить об их достаточности было бы опрометчиво. Рынок подобных услуг несколько специфичен - не все компании готовы брать на подряд людей со стороны, не все работники готовы работать по краткосрочным контрактам. Тут все очень сильно зависит от направления ИТ и пожеланий заказчика.
В основном к покупке таких услуг готовы небольшие компании с ограниченным бюджетом и для решения конкретных задач, например, запуска онлайн-магазина в сети Интернет. Средние или большие компании все же предпочитают нанимать сотрудника на полный день и с полной занятостью. В случае необходимости они готовы нанять компанию, которая предоставит им сотрудников, чтобы самим не тратить время на поиск и решение трудовых споров с аутстафферами.
Привлечение ИТ-специалистов из-за рубежа у нас относительно редкое явление. ИТ-отрасль в России имеет множество квалифицированных сотрудников, поэтому если привлечение из-за рубежа и происходит, то обычно для закрытия какого-то специфического и редкого навыка.
– Какие специалисты особенно часто привлекаются по модели аутстаффинга?
– На аутстафф выгодно привлекать узких специалистов, для которых нет длительных задач. Такой подход позволяет формировать команду с высокой компетенцией, но при этом у управленческого звена не болит голова о поиске для команды проектов на будущее. Во всех остальных случаях наши компании предпочитают иметь «стабильного» и постоянного сотрудника на рабочем месте.
– Работает ли ваша компания с аутстафферами? Поделитесь, пожалуйста, примерами из практики.
– Наша компания в части ИТ обычно не прибегает к аутстаффу. При необходимости, не в сфере ИТ, мы предпочитаем нанимать специальное агентство, например, рекламное, для каких-то конкретных задач. Потребности в части ИТ у нас полностью закрыты своими сотрудниками.
На своей второй работе, до пандемии, я активно работал как аутстаффер. Это было достаточно удобно. Компания платила деньги только за выполненные работы, которые я выполнял в свое нерабочее время. Но опять же, не все компании готовы к такому режиму работы, а я не был готов уходить полностью на аутстафф.
– Будет ли расти объем аутстаффинга ИТ-специалистов на отечественном рынке? Среди каких компаний, в связи с какими рыночными процессами?
– Рост подобных услуг, конечно же, можно ожидать, однако он будет примерно на уровне роста рынка в целом. Связано это с тем, что, как я уже говорил, не для всех такая модель рабочих отношений подходит. Возможно, рост немного увеличится, когда будет сформирована надежная торговая площадка, где можно будет продавать и покупать услуги. Сейчас же работодателю выгоднее нанимать компанию на аутсорсинг. И уже аутсорсинговая компания может закрыть часть своих потребностей при помощи аутстаффинга. К сожалению, как у нас, так и на западе все упирается в психологические моменты. Предпочтения чаще отдаются найму постоянных сотрудников, так как ими проще управлять, их проще мотивировать и контролировать, они более предсказуемые.
– Большое спасибо за беседу!