– Камиля, какими цифровыми инструментами располагает сегодня HR в ИТ-компаниях, есть ли здесь специфика, отличия от компаний других секторов?
– Нередко в ИТ-компании у HR-подразделения больше цифровых инструментов, чем в компаниях другого сегмента. Разумеется, это не всегда так: ведь все зависит от уровня компании, ее бюджетов и внимания руководства к HR-процессам. Однако, к примеру, наша компания – не исключение из этого правила. У ИТ-компаний действительно больше возможностей к использованию цифровых инструментов, так как есть ресурс на создание, разработку и доработку системы, и зачастую коллеги из ИТ-департаментов помогают решать HR-запросы – улучшить какую-то систему, «докрутить» ее под требования рекрутеров. Второй момент - айтишники как сотрудники ожидают от работодателя автоматизации всех сопутствующих процессов, например, процесса обучения или оценки эффективности. Так что не всегда верна поговорка «сапожник без сапог».
Руководитель отдела по подбору персонала в ICL Services Камиля Камальдинова
Фото предоставлено компанией ICL Services
– Какие технологии можно назвать цифровыми помощниками HR-специалистов, какие участки работы им обычно делегируют, а какие все же выполняет только человек?
– По моему мнению, ИИ на сегодняшний день не способен полностью заменить HR-специалиста – например, провести f2f (face to face) с сотрудником, понять его истинную мотивацию или проблему. Также стоит отметить, что важные решения по найму и развитию персонала тоже обычно принимаются человеком. Однако цифровыми помощниками HR-специалистов могут быть нейросети для анализа кандидатов, чат-боты для автоматизации коммуникации с соискателями, онлайн-тестирование для оценки навыков.
– Как можно автоматизировать процесс испытания соискателей на хард- и софт-скиллы?
– Процесс испытания соискателей на хард- и софт-скиллы можно пробовать автоматизировать с помощью онлайн-тестирования, видеоинтервью, а также использования алгоритмов машинного обучения для анализа данных о кандидатах. Но стоит понимать, с какими позициями это сработает, а с какими не все инструменты хороши. Сейчас налицо «рынок кандидата», особенно в ИТ. А потому я замечала сопротивление или нежелание высокогрейдовых кандидатов проходить автоматизированные этапы (например, оценка в рамках чат-бота). Вместо этого кандидаты хотят сразу общаться с «живым человеком». Но в массовом найме для нас использование чат-бота стало спасением в пиковый сезон.
– Расскажите о решениях и проектах вашей компании в этом направлении, можно из собственной практики. Как вы развиваете данное направление?
– У нашей компании богатая история работы, и мы давно убедились в пользе цифровых инструментов для многих областей бизнеса – и HR здесь не исключение. За это время мы интегрировали весь внутренний документооборот для сотрудников во внутренний цифровой портал (например, подать заявление на отгул и согласовать его можно в режиме онлайн; там же доступно оформление служебных записок, отпусков, справка по своим выплатам в этом месяце, необходимая информация о процессах, регламентах, новостях и прочее). Процесс поиска и отбора кандидатов у нас также проходит в онлайн-формате, и наша гордость - это созданный нами кабинет кандидата, который позволяет сделать процесс согласования оффера и сбора документов легким и доступным. Автоматизация и цифровизация коснулась и внутреннего обучения, и оценки эффективности (как на этапе закрытия испытательного срока, так и аттестации). План адаптации в компании новички также получают и проходят онлайн на удобной платформе. Есть и другие цифровые инструменты, и мы постоянно изучаем и пилотируем новые возможности.
– Какие еще цифровые инструменты могли бы повысить эффективность работы HR, как скоро можно ожидать их широкое применение?
– Мне кажется, развитие и востребованность получат инструменты автоматизации в области поиска кандидатов – текущий рынок диктует скорость и включенность 24/7, человек такие ритмы не выдержит.
– Как сейчас, по вашей оценке, развивается этот сегмент в России, в частности, и с точки зрения импортозамещения? Какие тренды вы бы отметили, какие перспективы видите?
– Много небольших стартапов выходят на рынок и предлагают все новые и новые продукты. Идеи очень интересные, но, к сожалению, как показала практика, не все так гладко. Например, у нас был опыт покупки чат-бота, который должен был закрыть потребность в обработке входящего потока кандидатов на массовые позиции и легком и быстром сборе аналитики и статистики по процессу. Безусловно, свои бенефиты мы получили и сэкономили трудозатраты, плюс получили «теплых» подготовленных к следующему этапу кандидатов, но чат-бот не интегрировался с текущими CRM-системами, что не позволило собрать статистику так легко, как было обещано.
Плюс ко всему, во время работы с ботом моя команда сталкивалась с техническими ошибками и выявляла много багов, на решение которых уходило время. Да, сейчас действительно все идет к автоматизации процессов – а без цифровых инструментов никуда. Но хотелось бы, чтобы новые продукты тщательно продумывали весь воркфлоу и учитывали возможности интеграции одной системы с другой.
– Большое спасибо за беседу!