— Кирилл, как вы считаете, со скольких лет можно начинать обучение ИТ, в каком возрасте к каким ИТ-направлениям может проявиться склонность, способность осваивать азы? Какие серьезные ИТ-навыки можно получить в дошкольных организациях, компьютерных школах?
— Если говорить системно, с дошкольного возраста уже можно начинать интересоваться базовыми техническими навыками. Кто-то отдает детей в музыкальную школу, кто-то — в художественную, а кто-то — в школы программирования. В школьном возрасте у детей начинает проявляться склонность к конкретным сферам, предрасположенность к гуманитарному или, наоборот, техническому складу мышления: кто-то увлекается играми — и тянется к геймдизайну или созданию персонажей; кто-то любит разбирать предметы и пытаться понять, «как это работает внутри» — таким заходят основы робототехники.

Руководитель ИТ-департамента «ОБИТ» Кирилл Тимофеев
Фото: «ОБИТ»
Специализированные школы сейчас подстраиваются под современные потребности ИТ-рынка и обучают действительно полезным навыкам в области ИТ — программирование, моделирование, основы кибербезопасности. Также в таких школах развивают навыки командной работы и креативного мышления. В итоге молодое поколение получает хороший старт для своей будущей карьеры.
— Есть ли у ИТ-специалистов, которые начали учиться ИТ в детстве, преимущества перед теми, кто начал путь в ИТ позже — с колледжа или вуза? Как к такому образовательному бэкграунду относятся эйчары?
— С одной стороны, преимущества действительно есть. Раннее погружение формирует именно мышление, а это в ИТ половина успеха. Ребенок, который с малого возраста натаскал себя на работу с кодом, устройствами, алгоритмами, к 20-ти годам приходит уже не «чистым листом», а с хорошим базовым фундаментом и первыми проектами.
Эйчары относятся к этому очень позитивно, так как это резко сокращает время адаптации и повышает вероятность, что из джуна вырастет квалифицированный специалист.
С другой стороны, ранний старт - это не всегда гарантия успеха. Очень много примеров на моей памяти, когда человек пришел в ИТ-сферу с абсолютно неожиданной профессии и дорос до позиции ИТ-директора. И чувствует, что он на своем месте.
— Каким критериям должна соответствовать образовательная организация для дошкольников и младших школьников, чтобы ее можно было рекомендовать как первую ступень для ИТ-обучения?
— Я бы смотрел на три критерия. Первое — формат. Если детям дают только «посидеть за компьютером» — это не про обучение. Ребенку должны объяснять принципы, мотивировать интересными задачами, выстраивать траектории обучения. Второе — методика. Хорошие наставники превращают обучение в игру, но без потери смысла. Третье — атмосфера. Наставники должны быть увлеченными, а не формальными. У родителей должна быть возможность видеть результаты, задавать вопросы, понимать, куда движется обучение.
— В каком направлении, по вашему мнению, будет развиваться рынок образовательных услуг для раннего введения в ИТ, что интересного на нем может появиться, приведет ли это к изменениям на рынке труда?
— Рынок сейчас растет очень быстро, и, как мне кажется, мы только в начале пути. На мой взгляд, тенденция развития раннего ИТ-образования позитивно скажется на проблеме дефицита кадров в будущем. Сейчас на рынке как раз превалирует количество людей, прошедших популярные онлайн-курсы и считающих себя квалифицированными ИТ-специалистами. Однако уже лет через 10 мы сможем получить поколение сотрудников, для которых ИТ — не «профессия будущего», а естественная среда. Они будут быстрее входить в сложные роли, меньше бояться инженерных задач и будут ожидать от компаний других стандартов — гибкости, современности, смысла.
— Большое спасибо за беседу!