— Марина, насколько часто российский бизнес использует мессенджеры в корпоративных целях, какой именно функционал особенно популярен? Можно ли вообще обойтись без мессенджеров в корпоративном общении и если да, то какие решения являются удобной и надежной альтернативой мессенджерам?
— Без мессенджеров в корпоративном общении можно обойтись, но это не всегда удобно. Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, проводить видеоконференции и использовать другие функции, которые упрощают коммуникацию внутри компании, да и просто решить рабочие вопросы в несколько минут. Это тот формат коммуникации, который позволяет динамично оставаться в повестке дня. Условно, в одном чате у вас переписка по работе, а в другом родительский чат, используя один мессенджер, вы уже охватите две сферы жизни.
Марина Пробетс, интернет-аналитик, эксперт компании «Газинформсервис»
Фото: «Газинформсервис»
— Какие мессенджеры, по вашим наблюдениям, самые распространенные? Действительно ли использование зарубежных публичных мессенджеров несет риски? Насколько активно бизнес переходит на импортозамещающие аналоги, какие отечественные решения уже зарекомендовали себя?
— По данным исследования, проведённого в 2023 году, 95 % российских компаний используют мессенджеры для корпоративного общения. Наиболее популярны WhatsApp, Telegram и Viber.
Использование публичных зарубежных мессенджеров может быть сопряжено с определёнными рисками, связанными с безопасностью данных и конфиденциальностью пользователей. Однако эти риски можно уменьшить, соблюдая правила безопасности и применяя дополнительные методы защиты информации.
Бизнес стремится перейти на отечественные альтернативы, и некоторые российские решения уже зарекомендовали себя - например, VK Мессенджер (Сферум). Они предлагают похожие функции и возможности, что и иностранные аналоги, но с учётом особенностей российского рынка и требований к безопасности данных.
— Как сейчас в целом обстоит ситуация с вопросами безопасности в корпоративных мессенджерах? Какие правила безопасности надо соблюдать при их инсталляции и использования в корпоративной среде?
— Ситуация с безопасностью в корпоративных мессенджерах сейчас неоднозначная. С одной стороны, технологии безопасности развиваются, появляются новые решения, но с другой — угрозы тоже становятся более изощренными. К примеру, компании осознают важность безопасности данных и активно внедряют меры защиты, но появляются новые формы атак, например, искусственный интеллект используется для более эффективного фишинга и кражи данных.
Важно выбирать безопасный мессенджер с серверами на территории РФ, надёжными алгоритмами шифрования и возможностью интеграции с DLP-системами. Плюс, надо обеспечить шифрование данных с использованием сквозного шифрования (E2EE). Также следует проводить тренинги для сотрудников о корпоративной гигиене.
— Расскажите о вашем опыте в части использования и создания мессенджеров (возможно, об интеграционных проектах у заказчиков с мессенджерами), об импортозамещении, если такие проекты есть.
— Я не имею опыта разработки мессенджера, но внедряла отечественный сервис Сферум в государственную организацию. Всем сотрудникам было предложено скачать приложение, после чего мы интегрировали его в экосистему учреждения, чтобы работники могли обмениваться сообщениями не только со своих мобильных устройств, но и с компьютеров. В результате разделение личных и рабочих чатов прошло успешно. Сотрудникам понравилась новая альтернатива.
— Какие интересные особенности и функции могут быть реализованы в отечественных мессенджерах? По вашим прогнозам, смогут ли российские мессенджеры стать стандартом для отечественного бизнеса и полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры?
— Необходимы функции, актуальные исключительно для российской аудитории. Например, интеграция с государственными сервисами (как это реализовано в настоящее время в «ВКонтакте»). Пользователи смогут получать информацию об услугах государства, штрафах и уведомления о важных событиях.
Российские мессенджеры могут стать популярны, если убедят пользователей в надёжной защите данных, предложат удобный функционал, завоюют их доверие, продемонстрируют преимущества перед конкурентами и сформируют крепкое сообщество.
Важно, чтобы отечественные мессенджеры не просто копировали функции иностранных аналогов, но и предлагали уникальные и полезные возможности для российских пользователей.
— Большое спасибо за беседу!