— Сергей, насколько часто российский бизнес использует мессенджеры в корпоративных целях, какой именно функционал особенно популярен? Можно ли вообще обойтись без мессенджеров в корпоративном общении и если да, то какие решения являются удобной и надежной альтернативой мессенджерам?
— Основные ожидания от корпоративных мессенджеров со стороны заказчиков сейчас заключаются в симбиозе функциональности и удобства использования. Это должны быть экосистемы, платформенные решения уровня Microsoft Teams. Рынок корпоративных мессенджеров в России предлагает сейчас набор решений различной степени зрелости. Существует порядка 20 мессенджеров, которые относят себя к корпоративным.
Корпоративные платформы, фактически, предлагают all-in-one, полноценное рабочее место сотрудника в защищенной мобильной среде. Все больше корпоративных заказчиков осознают необходимость использования защищенных мессенджеров взамен публичных, чтобы информация не покидала цифровой контур компании, и все рабочие вопросы решались во внутренних корпоративных чатах, а не внешних. Это тренд и объективная необходимость.
Сергей Артемов, директор по развитию платформы корпоративных коммуникаций и мобильности eXpress
Фото: eXpress
Резюмируя: внутренние коммуникации бизнеса должны быть безопасны, безопасность должна быть подтверждена сертификатами государственного образца, и она не должна существенно мешать бизнес-процессу. Вот три кита, на которых стоит успешное корпоративное общение.
— Какие мессенджеры, по вашим наблюдениям, самые распространенные? Действительно ли использование зарубежных публичных мессенджеров несет риски? Насколько активно бизнес переходит на импортозамещающие аналоги, какие отечественные решения уже зарекомендовали себя?
— Безусловно, еще остались компании, которые используют зарубежные инструменты по привычке, их бизнес уже налажен, и они не хотят меняться в угоду изменениям на рынке. Это либо малый бизнес, где корпоративные коммуникации не оказывают влияния на производство, либо компании, у которых развитие инфраструктуры не является приоритетом. Однако развитие иностранных корпоративных мессенджеров идет достаточно медленно, мы уже очень давно не видим у Zoom каких-то принципиально новых, прорывных фич. Отечественные платформы в этом смысле вбирают в себя лучшее от западных решений и развиваются очень динамично и гибко. Российские решения более универсальны.
С другой стороны, любые компании, которым важна конфиденциальность их внутренней информации и которые могут себе это позволить, внедряют у себя корпоративные мессенджеры. Корпоративный коммуникационный сервис не может быть бесплатным, также важно учитывать стоимость содержания собственной инфраструктуры. Для тех компаний, которые могут себе это позволить, корпоративный мессенджер уже стал стандартом. Переписка остается во внутрикорпоративном контуре – на серверах компании, и в этом заключается самое главное отличие их от публичных мессенджеров, где все данные передаются на внешние серверы, которые, как правило, находятся на территории других государств и не поддаются контролю со стороны компании.
Крупные, вертикально интегрированные компании из любой отрасли могут себе это позволить и активно внедряют корпоративные платформы. Выделить можно традиционно энергетику, нефтегазовый сектор и промышленность. Подкреплю цифрой: в 2024 году Федерация eXpress преодолела рубеж в 1 млн пользователей.
— Расскажите о вашем опыте в части использования и создания мессенджеров, об импортозамещении, если такие проекты есть.
— Самое крупное внедрение корпоративного мессенджера eXpress в России произошло в 2020 году в ОАО «Российские железные дороги». Одной из ключевых целей внедрения eXpress в РЖД было замещение западных мессенджеров, которыми пользовались в корпорации на тот момент, а важным критерием при выборе нового решения была информационная безопасность платформы корпоративных коммуникаций. Согласно данным Главного вычислительного центра холдинга, пользователями коммуникационной платформы стали свыше 114 тыс. сотрудников ОАО «РЖД».
Сегодня, по прошествии четырех лет, мы получаем от заказчика обратную связь, что eXpress стал незаменимым инструментом для общения сотрудников. Появляются новые возможности, направленные на улучшение пользовательского опыта (групповые звонки на 250+ участников, обратный отсчет в ВКС), обеспечение конфиденциальности информации (оповещение о внешних пользователях в чате) и решение рабочих задач (специальный чат-бот «Информер» для оповещения об инцидентах на ИТ-инфраструктуре).
— Какие интересные особенности и функции могут быть реализованы в отечественных мессенджерах? По вашим прогнозам, смогут ли российские мессенджеры стать стандартом для отечественного бизнеса и полностью вытеснить публичные иностранные мессенджеры?
— Будущее мессенджеров — в развитии сервиса ВКС и интеграции с бизнес-приложениями заказчиков. В частности, мы в eXpress хотим создать свой магазин решений для стандартных или узкоотраслевых систем заказчиков. Для тех компаний, которые ставят в приоритет защиту своей бизнес-информации, корпоративный мессенджер уже стал стандартом. Что же касается публичных мессенджеров, тот факт, что данные их пользователей хранятся не централизованно, в «облаках», вне собственного ИТ-периметра компаний, позволяет усомниться в базовой информационной безопасности. Никто не может быть уверен, что за них кто-то несёт полную ответственность, что действительно позволило бы защищать эти данные.
— Большое спасибо за беседу!