– Евгений, по каким основным причинам ИТ-компании прибегают к аутстаффингу? Изменилась ли популярность этой модели после февральских событий 2022 года?
– К ИТ-аутсаффингу, как правило, прибегают либо для выполнения задач, которые не могут быть выполнены имеющимися ресурсами (например, при возникновении нетипичных для компании задач, временного масштабирования производственных мощностей), либо в рамках бизнес-моделей, предполагающих отказ компании от содержания собственных ресурсов. События февраля 2022 года привели к дефициту кадров, связанных с необходимостью поддержки решений западных вендоров, развитием новых моделей бизнеса, релокацией высококвалифицированных специалистов. Спрос на аутстаффинг, как один из вариантов компенсации этого дефицита в тактическом горизонте планирования – возрос.
Директор по развитию и цифровой трансформации РДТЕХ Евгений Осьминин
– Достаточно ли в России компаний, предоставляющих такие услуги? В каких случаях приходится обращаться к зарубежным аутстафферам, широко ли это практикуется?
– Не совсем корректно оценивать рынок аутстаффинга по количеству компаний, предоставляющих такие услуги. Можно сказать, и мы это отмечаем по собственному опыту, что компаний-аутстафферов достаточно много, но условия, на которых они предлагают ресурсы, не покрывают спрос потенциальных заказчиков. Одна из причин этому – многие компании-аутстафферы акцентируют внимание на формальном стеке компетенций специалистов, не уделяя при этом должного внимания soft skills, объективной оценке грейдов, организационным аспектам. А эти аспекты играют существенную роль при необходимости оперативного формирования команд.
– Какие специалисты особенно часто привлекаются по модели аутстаффинга, почему именно они?
– Как правило, это специалисты, деятельность которых носит дискретный характер, не требует глубокой вовлеченности в процессы компании, локализована вокруг отдельных задач, проектов. Это DevOps-специалисты, бэкэнд- и фронтенд-разработчики, UI/UX-дизайнеры, разработчики мобильных приложений, бизнес и системные аналитики, QA-QA-тестировщики, Интернет-маркетологи.
– Работает ли ваша компания с аутстафферами? Поделитесь, пожалуйста, примерами из практики.
– Да, конечно. Как и большинство ИТ-компаний, мы прибегаем к услугам аутстаффинга, и сами, в отдельных случаях, выступаем в роли аутстаффера. Аутстаффингом мы пользуемся, как правило, для решения отдельных задач, как специфических, связанных с отдельными техническими решениями, так и типовых.
– Будет ли расти объем аутстаффинга ИТ-специалистов на отечественном рынке? Среди каких компаний, в связи с какими рыночными процессами?
– Можно предположить, что в ближайшее время сохранится тренд на небольшое увеличение объема рынка аутстаффинга. При этом следует ожидать повышения качества таких услуг вследствие проработки организационных аспектов со стороны компаний-аутстафферов. Существенный рост объема этого рынка следует ожидать после формирования стандартов на рынке импортозпамещения, а также внедрения единой системы ИТ-компетенций.
– Большое спасибо за беседу!