Владимир Эдуардович, с каким багажом компания ЭОС подошла к своему 15-летию?
- У ЭОС огромная клиентская база – свыше 2 тыс. клиентов, 150 тыс. внедренных рабочих мест. В нашем портфеле – впечатляющее количество масштабных проектов, которые мы реализовали. В нашей продуктовой линейке присутствуют разнообразные решения, часть из которых производятся давно и уже заняли свою долю на рынке, другие новые, но мы видим, что они достаточно успешные. За время существования ЭОС мы не отказались практически ни от одного продукта, все наши разработки оказались «живыми», жизнеспособными, нужными рынку. Сегодня мы единственная российская компания, которая выпускает такой широкий спектр программного обеспечения в области СЭД. Все наши продукты коробочные, они требуют продвинутых технологий производства, поддержания, сопровождения. Партнерская сеть ЭОС – еще одно наше достижение. Но самое главное – это наша компетенция в предметной области. Всякий раз мы пытаемся не просто механически сделать систему под заказ, а понять, что же мешает клиенту работать с документами, что именно необходимо улучшить.
В силу каких причин, внешних и внутренних, компания ЭОС сумела стать одним из крупнейших российских ИТ-игроков?
- Наверно так сложилось потому, что еще в начале 90-х, когда компания ЭОС была образована, она обладала наибольшей среди коллег по рынку компетенцией в предметной области. Мы лучше многих знали, каким образом люди работают с бумажными документами, потому что у нас был некий андеграунд, опыт автоматизации самых серьезных управленческих структур.
С самого начала мы поставили перед собой цель и сформулировали миссию: помочь организациям как можно более безболезненно перейти от технологий бумажной работы с документами к электронно-бумажной. Мы понимали, что когда появятся электронные документы, много старых стереотипов работы исчезнет и на смену им придут новые. Эта цель нашла воплощение в нашей флагманской системе «Дело», фактически она определила тогда вектор развития всего рынка. Все системы, которые сейчас называются СЭД, так или иначе брали «Дело» за образец.
В начале 2000-х годов по заказу Microsoft мы первыми приступили к разработкам типовых формулировок конкурсных требований для госзаказчиков, желающих создать систему электронного документооборота. Все это базировалось на принятой практике делопроизводства, но мы первые ее формализовали, обобщили и унифицировали. В том документе раскрывались все основные понятия СЭД, была описана типовая система, а в примерах приводились системы «Дело» и «Кодекс». И хотя все права на брошюру остались у Microsoft, мы, приняв участие в этой работе, в немалой степени определили правила игры на рынке СЭД, понимание СЭД в России. В дальнейшем мы вводили и другие новшества – в области цифровой подписи, потокового сканирования, штрих-кодирования. Да, мы многое сделали «на вырост».
Сейчас наступил новый этап. Прежде электронный документ был лишь дубликатом бумажного оригинала. Но это время заканчивается, постепенно приходит новая эпоха, когда электронный документ становится оригиналом. На этом этапе развития рынку будут нужны новые средства и инструменты. Данная проблема пересекается с проблемой межведомственного документооборота. Направление, связанное с выходом электронного документа за пределы организации, сегодня представляется наиболее перспективным и приоритетным. И если мы хотим не просто сохранить лидирующее положение и максимальную долю рынка, а продолжать участвовать в его формировании, то настала пора создать новые стереотипы и правила работы с электронными документами. Это самое интересное, над чем мы можем сейчас работать.
Какие новые прорывные решения вы готовите для российского рынка?
- Мы серьезно работаем над двумя новыми решениями, но пока рано раскрывать карты. В двух словах могу сказать, что, во-первых, мы выпустим новый вариант системы «Дело», ориентированный на работу преимущественно с электронными документами и адресованный малому и среднему бизнесу. Рабочая версия называется «Дело Лайт», но это не значит, что продукт облегченный. Мы понимаем, что есть определенная разница в ведении документооборота у крупных и у малых предприятий. Крупные предприятия и госорганизации, крупнейший бизнес находятся в плену традиционных бюрократических стереотипов работы с бумажными документами. Первые лица в них до сих пор подписывают и читают преимущественно бумажные документы. В проектах для таких организаций зачастую приходится заниматься «вышиванием кружев», потому что заказчик – в силу своей масштабности – хочет сохранения и воспроизведения оригинальных, но привычных технологических решений. Для СМБ важнее простота, эффективность и технологичность решений, минимизация затрат времени и ресурсов на внедрение и эксплуатацию системы. В СМБ нет «многоэтажных» делопроизводственных процедур, требующих множества иерархических резолюций, огромного количества согласований, и связанных с этим нюансов. Приоритет этому проекту мы дали в связи с кризисом.
Суть другой нашей новой разработки в следующем. Какая сегодня главная проблема в распространении электронного документооборота? Отсутствие интероперабельности. Стопроцентно совместимых СЭД быть не может, но документ сам по себе должен быть интероперабельным. И мы сейчас разрабатываем формат юридически значимого электронного документа, который обеспечивал бы ему такую же интероперабельность, какой обладает бумажный документ. Это требует разработки нового формата документа и комплекта прикладного ПО, которое обеспечивало бы работу с этим документом независимо от платформы.
Получается, что ЭОС начинает разрабатывать новые решения еще до того, как предыдущие новинки получили распространение и широкую известность?
- Да, ЭОС традиционно пытается играть сразу в нескольких играх. Сегодня у нас есть полный спектр документационных решений. В области делопроизводства – «Дело», в области архива предприятия – «Архивное дело», управления документами – eDocLib, платформенное решение – ЕОS for SharePoint. Теперь мы хотим сделать шаг туда, куда пока не готов идти никто другой. А толкаться на одном пятачке, бороться – любыми способами – за заказчиков на ограниченном и уже поделенном рынке нам уже не столь интересно.
Мы считаемся лучшими в области работы с документами. По идее, мы должны были бы создать «Дело» на MS Offiсe, «Дело» на Documentum и так далее, чтоб заказчик мог выбирать разные платформы. Но чтобы эту идею реализовать, надо вложить в разработку много денег, а рынок СЭД в России сегодня не столь велик, чтоб эти средства вернулись за разумное время. Например, если мы вложимся в решение на Open Source, продукт скорее всего не найдет необходимого количества покупателей. ЭОС может вкладываться во многие проекты, но инвестировать принципиально новые для рынка решения мы просто обязаны, пусть это и связано с определенным риском.
Еще раз о продуктовой линейке ЭОС. Какие входящие в нее решения, на ваш взгляд, имеют наибольший потенциал развития?
- Полагаю, что это eDocLib – движок, который лежит в основе всех наших новых разработок, и «КАРМА» – уникальная технология работы с цифровой и факсимильной подписями. Оба эти продукта не имеют прямых аналогов. Но и основа нашего бизнеса, СЭД «Дело», – очень динамичный продукт. Это бренд, который по своей мощности вне конкуренции. И при этом «Дело» продолжает динамично развиваться – в настоящее время, например, совершенствование продукта происходит в области процессного управления.
Какие факторы сказывались на формировании продуктовой линейки ЭОС?
- Мы постоянно находимся в условиях жесткой конкуренции. Когда наступило известное насыщение на рынке СЭД «Дело» (автоматизация делопроизводства), мы стали расширять продуктовую линейку, благо что у нас отработан процесс разработки, сопровождения и распространения тиражных (коробочных) продуктов с использованием партнерской сети. Первым таким продуктом стало «Архивное дело». На Западе делопроизводство и архивное дело – это единый бизнес-процесс, у нас картина отличается. Предложив на рынке продукт «Архивное дело», мы сразу получили новых заказчиков и до сих пор этот продукт занимает уникальнуое место на рынке.
По мере расширения сферы использования информационных технологий работы с документами появился спрос на универсальные системы управления документами, позволяющий обеспечить использование документов в различных бизнес-процессах. Так появился eDocLib –гибкое структурированное хранилище документов, к которому можно обращаться из различных приложений.
Когда появился новый продукт Microsoft – портальная платформа SharePoint Portal Server 2007, Microsoft открыл в России маркетинговую программу, предоставляющую специальные условия производителям программных продуктов на этой платформе. SharePoint Portal Server 2007 имеет фантастическое количество пользователей по всему миру –сотни миллионов. Многие из них хотели бы иметь документационное решение внутри этого портала, а не в виде отдельного самостоятельного продукта. У нас было два варианта. Самое простое – воспользоваться накопленным багажом и сделать шлюз между «Делом» и SharePoint Portal Server 2007. Именно так поступили многие наши конкуренты. Но мы приняли решение разработать – на основе наших знаний в предметной области – совершенно новый продукт, используя штатные средства разработки SharePoint Portal Server 2007. Это решение вызвало огромный интерес на рынке заказчиков, заинтересованных в платформенных решениях, и у него, я уверен, большое будущее.
Обобщение опыта сотрудничества с различными поставщиками криптографических средств привело к появлению системы «КАРМА». Сегодня встраивание, например, ЭЦП для многих разработчиков является головной болью. Встроить ЭЦП – значит, изучить ее специфические интерфейсы, оперировать криптографическими терминами. Мы решили выпустить унифицированный программный продукт, позволяющий разработчикам прикладных решений легко подключать криптосредства различных производителей. Кроме того, мы поняли, что при использовании ЭЦП офисные работники лишаются привычного и естественного стереотипа графической подписи. Согласитесь: когда вы просматриваете подписанный или завизированный документ, вы хотите увидеть индивидуальное начертание подписи. Если вы видите только сложный буквенно-цифровой код цифровой подписи, то оперативное визуальное узнавание не срабатывает. «КАРМА» позволяет подписывать документы графической подписью, которая тут же отображается на экране в соответствующем месте документа, а после этого весь документ, включая графическую подпись, закрывается цифровой подписью. Успех «КАРМЫ» очевиден.
Каким образом ЭОС принимает решения о новых разработках?
- Первый вариант, который использовался нами раньше, – новые продукты разрабатывались как обобщение поступающих заказов и связанных с ними разработок. Мы и сейчас могли бы жить за счет индивидуальных заказных разработок – как многие наши коллеги. Но заказные разработки имеют длительный цикл и дорого стоят, заниматься только ими – значит ограничиться отдельными крупными заказчиками и стоять на месте. В то же время коробочный продукт на опыте одного-двух проектов позволяет вложить деньги, окупить их, обеспечить сопровождение. Поэтому на основе созданных под конкретный проект продуктов мы формировали коробочные решения.
Второй вариант мы стали практиковать, поняв, что можем сами предугадывать и формировать рынок. Мы стали сами формулировать идеи новых продуктов, обсуждать их на форумах, внутри компании и с коллегами, а потом создавать новые для рынка продукты. Например, одному из коллег пришла мысль создать продукт, который позволит быстро сужать зону поиска в хранилище документов, постепенно вводя новые поисковые критерии. Мы взяли эту идею, раскрутили и создали универсальное хранилище документов с произвольной структурой реквизитов – .eDocLib.
За 15 лет ЭОС реализовал тысячи проектов. Какие из них можно назвать ключевыми?
- У нас было несколько знаковых проектов. Пожалуй, ключевым проектом, определившим контуры системы «Дело» и, соответственно, всего, что сегодня называется СЭД, была система автоматизации делопроизводства и документооборота, разработанная в интересах Банка России в середине 90-х годов. Сегодня ключевой проект, в котором участвует ЭОС, – это проект создания системы межведомственного электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти. Учитывая, что Россия – страна с сильной вертикалью власти и большинство организаций смотрит, как и что сделано «наверху», мы уверены: то, каким образом документооборот будет работать в высших органах власти, решающим образом отразится на развитии всего российского документооборота. Как только верхние органы определят правила игры, их начнут применять регионы, ведомства, бизнес.
Каким вы видите место ЭОС на рынке СЭД в перспективе?
- Тут может быть несколько сценариев развития событий. Вполне возможно, что мы займем максимально большую долю этого рынка. Либо станем одним из вендоров для других производителей. В любом случае ЭОС не только сохранит лидирующие позиции, занятые нашими разработками на российском рынке СЭД, но и укрепит их с помощью новых документационных продуктов.