«Альфа-Лизинг» — универсальная лизинговая компания, работает на рынке лизинговых услуг с марта 1998 года. Оказывает услуги по передаче в лизинг производственного технологического оборудования, строительной техники, железнодорожного транспорта, пассажирского и грузового автотранспорта. По состоянию на начало 2009 года объем портфеля лизинговых сделок «Альфа-Лизинг» составил 30,5 млрд. руб.
На расстановку приоритетов проекта автоматизации «Альфа-Лизинг» в значительной степени повлиял кризис. В условиях уменьшения количества новых клиентов наиболее важными задачами стали оперативная реструктуризация сделок, учет плавающих процентных ставок, контроль лизинговых и кредитных платежей, формирование аналитических отчетов по текущим договорам. Нестабильность финансово-экономической ситуации привела к необходимости применять нестандартные подходы к управлению лизинговым портфелем и решению бухгалтерских задач, вводить новые учетные правила и гибко реагировать на изменения рынка. Одним словом, нужно было наладить эффективную работу бухгалтерии и бэк-офиса компании, а для этого – внедрить новую информационную систему.
Раньше информация хранилась в трех разных базах; неполнота и разрозненность данных приводили к многочисленным ошибкам в учете, трудоемкости формирования регламентированной и управленческой отчетности, сложности отслеживания графиков платежей, большому количеству рутинных операций, низкой производительности труда сотрудников. «Компания столкнулась с риском потери управляемости, – вспоминает Александр Бирченко, начальник Финансовой службы «Альфа-Лизинг», руководитель проекта внедрения со стороны заказчика. – Использовавшаяся платформа перестала справляться с обработкой возросших объемов данных и не могла обеспечить поддержку усложнившихся операций. Но мы хотели не просто сменить платформу. Нам требовалась комплексная информационная система, которая позволила бы не только решить актуальные задачи, но и предоставила бы возможность по мере необходимости развивать функционал и создать основу для посткризисного роста компании».
К участию в закрытом тендере по выбору IT системы для «Альфа-Лизинг» были приглашены ведущие российские поставщики решений для автоматизации лизинговой деятельности. Победу в конкурсе одержала компания «Хомнет Лизинг».
Внедрение в «Альфа-Лизинг» комплексной информационной системы «Хомнет Лизинг 8» стартовало осенью 2008 года и продолжалось 8 месяцев. В ходе проекта автоматизированы бизнес-процессы бухгалтерии, отдела сопровождения лизинговых операций и отдела сопровождения кредитных операций. Эксперты «Хомнет Лизинг» «с нуля» разработали и внедрили ряд «ноу-хау», среди которых:
- методика начисления, оплаты и капитализации процентов по договорам кредита и схема распределения капитализированных процентов по договорам лизинга и объектам необоротных активов;
- схема учета платежных требований/инкассовых поручений;
- механизм разделения договоров лизинга на приложения по поставкам;
- совершенно новая методика оплаты договоров кредита со свободным графиком выплат, благодаря которой система помогает, опираясь на управленческие критерии, принять решение, какой договор и в каком размере оплачивать.
Кроме того, автоматизировано формирование консолидированной управленческой отчетности, существенно переработана система хранения плавающих процентных ставок по договорам кредита и применения этих ставок для расчета графиков платежей и настроена интеграция «Хомнет Лизинг 8» с системой «клиент-банк». В настоящее время идет процесс автоматизации реструктуризации лизинговых и кредитных сделок и учета залогов и поручительств.
По состоянию на июнь 2009 года, в «Альфа-Лизинг» автоматизировано 30 рабочих мест. Специалисты «Хомнет Лизинг» организовали обучение пользователей и оказание оперативной консультационной поддержки в процессе опытной эксплуатации системы.
Благодаря системе автоматизации, обеспечившей создание единого информационного пространства и унификацию справочников, в компании «Альфа-Лизинг» значительно повысилась прозрачность бизнес-процессов и оперативность принятия управленческих решений, резко выросла производительность труда сотрудников за счет сокращения объемов операций, выполняемых «вручную», существенно уменьшилось количество ошибок в учетных данных и, соответственно, в отчетности.
«Результаты внедрения «Хомнет Лизинг 8» полностью соответствуют нашим ожиданиям, а по некоторым параметрам – даже превосходят их, – комментирует Виктор Логинов, генеральный директор «Альфа-Лизинг». – Эффективность работы бухгалтерии и бэк-офиса, по словам сотрудников, увеличилась многократно. С уверенностью можно сказать, что система станет отличным фундаментом для посткризисного развития бизнеса и открытия новых направлений, причем без существенного расширения штата. Кстати, кризис, при всех его минусах, – удачный период для перехода на новую систему: в условиях непрерывного притока новых клиентов и быстрого роста количества сделок выделить время на отстройку, оптимизацию и автоматизацию бизнес-процессов было бы практически невозможно».
«Специалисты «Хомнет Лизинг», работавшие в нашей компании, – лучшая проектная команда, с которой мне когда-либо приходилось сотрудничать, – отмечает Александр Бирченко. – За время проекта в «Альфа-Лизинг» я ни разу не встретил вопроса, на который они не могли бы ответить, или задачи, которой они не могли бы решить. Именно с этой командой мы планируем продолжать сотрудничество в области развития нашей информационной системы».
До конца 2009 года в «Альфа-Лизинг» планируется автоматизировать расчет себестоимости лизинговой сделки; в перспективе намечается также автоматизация учета по МСФО. Что же касается автоматизации фронт-офиса, то этот проект стартует, когда возобновится рост объемов портфеля лизинговых сделок.