– Алена, расскажите об опыте вашей компании в направлении COVID-Tech – о решениях, технологиях, проектах.
– Наши проекты в рамках COVID-Tech связаны с проведением независимого тестирования информационных систем и программного обеспечения. Несмотря на ограничения 2020 года, благодаря им ИТ-отрасль получила резкий толчок. Мы заметили изменения в подходах и расстановке приоритетов наших заказчиков. На рынке повысилась конкуренция и появилась необходимость оперативно выпускать продукты. Всё перешло в онлайн, поэтому требования к качеству сервисов стали выше.
Одним из приоритетных проектов в рамках COVID-Tech стало независимое тестирование продуктов и систем департамента информационных технологий города Москвы. В связи с выходом продуктов, направленных на борьбу с распространением COVID-19 в Москве, увеличились объемы тестируемых систем. Штат инженеров по тестированию был увеличен в два раза при первой волне COVID-19 для тестирования пропускной системы в Москве. Были выстроены процессы по круглосуточному тестированию в связи с увеличением нагрузки на такие сервисы, как «Госуслуги Москвы», официальный портал Мэра и Правительства Москвы и другие продукты, актуальные в этот период. Также на проектах уже была внедрена автоматизация, что позволило быстро выявлять ошибки и устранять их.
Генеральный директор компании «ЛАНИТ Экспертиза» (входит в группу ЛАНИТ) Алёна Горшкова
Потребность выводить качественные информационные системы в сжатые сроки сформировала новые форматы взаимодействия и привела к увеличению команд по всем направлениям тестирования. Такой опыт был полезен, так как после спада первой волны объемы остались прежними. Появилось больше услуг в электронном виде, но также нужно было тестировать обновленный функционал COVID-приложений и сервисов: приложение по мониторингу за режимом самоизоляции; функционал по контролю заведений, открывшихся после первой волны COVID-19; личный кабинет информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом; форма, которая позволяет записаться на вакцинацию и многие другие продукты в рамках деятельности ДИТ Москвы, предоставляющей возможность получать услуги удаленно.
В связи с локдауном ярче проявился курс на увеличение конкурентных способностей в гонке за онлайн-потребителем. Желание быстро адаптироваться продвинуло тренд на автоматизацию тестирования. Это было необходимо, чтобы повысить скорость и быстро оценить качество выводимых продуктов. На некоторых проектах мы разрабатывали совместно с заказчиками фреймворки под потребности конкретного продукта.
По причине большого притока пользователей к онлайн-сервисам заказчики чаще стали проявлять интерес к тестированию производительности, чтобы минимизировать риски из-за сбоев или отказов информационной системы под нагрузкой.
– Отразилось ли повышение внимания к COVID-Tech в вашей компании на внутренних процессах, штатном составе?
– Под влиянием COVID-Tech многие процессы наших заказчиков трансформировались, мы тоже адаптировались к изменениям. К нам чаще обращались компании, которые предоставляют услуги онлайн и ожидают большого наплыва клиентов. Также были компании, у которых временное «затишье» позволило улучшить и модернизировать сервисы в спокойном режиме.
Внутренние процессы менялись в связи с повсеместной удаленной работой и под влиянием потребностей заказчиков. Раньше казалось практически невозможным тестировать удаленно системы в банковской и страховой сферах. Но COVID подтолкнул этот переход.
Штат специалистов по тестированию был увеличен, так как потребность в тестировании информационных систем возросла. Мы расширили географию присутствия втрое, но ушли от привычного механизма – набирать сотрудников после открытия офисов. Удаленный формат прижился и продолжает работать без потери качества.
Мы полностью адаптировали программы обучения по тестированию под онлайн. Сотрудники смогли обновлять в онлайн-формате набор знаний и навыков, необходимых для закрытия потребностей проектов. Мы стали проводить базовые и расширенные курсы по всем направлениям (функциональному, автоматизированному и нагрузочному тестированию) удаленно. По итогам года школы по тестированию выросли в полноценный центр обучения.
– Можно ли говорить о том, что COVID-Tech изменили отечественный ИТ-рынок?
– Все привычные процессы трансформировалось в условиях COVID и ИТ-рынок не исключение. Пока рано говорить, что изменения отечественного ИТ-рынка укоренились.
Пандемия уже оказала огромное влияние на множество процессов и на подход ИТ-компаний. Мы изменили как внутренние механизмы работы сотрудников, так и стратегию по проектам. Тренд на удаленную работу уже был, но COVID и локдаун сильно ускорили процессы по переходу. Еще 3-4 года назад тестирование в банковской и страховой сферах, где предъявляются высокие требования к безопасности, казались нереализуемыми в удаленном режиме. В 2020-м году это стало реальным, причем качество не пострадало.
Многое из того, что казалось реальным в далекой перспективе, было реализовано уже в 2020-ом году и продолжает работать сейчас.
– Большое спасибо за беседу!