Старший менеджер проектов компании ICL Services Владимир Каюров: «Транспорт ближайшего будущего будет максимально удобным и безопасным для человека»

На данный момент ICL Services занимается развитием транспортного направления, реализуя совместные проекты с партнерами и интегрируя стандартные существующие решения ИТС. Также компания развивает инновационные направления, одним из которых является создание единого ПО для сбора, хранения, удобного использования всех систем ИТС. В 2020 году ГК ICL участвовала в федеральном проекте в части развития электронного оформления перевозок грузов и пассажиров. Об этом рассказывает старший менеджер проектов компании ICL Services Владимир Каюров.

– Владимир, как вы оцениваете современный уровень проникновения ИТ в сферы, связанные с пассажирским транспортом? Насколько быстро происходит информатизация транспортных средств и магистралей? Какие основные проблемы и успехи можно отметить?

– Проникновение современных информационных технологий в сферы транспорта в России из года в год растет. В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» мы ожидаем в ближайшие годы внедрение целого ряда федеральных систем по автоматизации сферы транспорта, в частности, Единый проездной, Электронный документооборот для перевозчиков, системы мониторинга и управления транспортной системой и так далее.

Под понятием интеллектуальные транспортные системы (ИТС) нужно понимать всю совокупность ИT-решений, направленных на оптимизацию процессов в сфере транспорта. На данном этапе мы рассматриваем только наземные виды транспорта. При этом в современное понятие ИТС также входят системы железнодорожного, морского и воздушного транспорта. В сфере наземного транспорта можно выделить два больших блока ИТС: подсистемы ИТС городских агломераций и подсистемы ИТС дорог различного уровня вне городских агломераций (трассы, федеральные трассы, объездные дороги).

В городских агломерациях существующая улично-дорожная сеть (УДС) ограничена городской застройкой. Из-за постоянного увеличения количества транспорта, критичных пиковых нагрузок, а также из-за инцидентов (ДТП и иных) происходит перегрузка существующей улично-дорожной сети, скопление транспорта, вследствие чего время совершения корреспонденций со стороны участников дорожного движения увеличивается, а комфортность снижается. Строительство или расширение дорог зачастую невозможно из-за сложившейся городской застройки или высокой стоимости, а ИТС, в свою очередь, позволяют максимально эффективно использовать существующую дорожную сеть, оптимизировать все процессы, повышать комфорт и безопасность, а также принимать управленческие решения по расширению и развитию УДС.

С каждым днем уровень проникновения ИТ в сферы, связанные с транспортом, растет. Происходит информатизация как самих транспортных средств, так и всей дорожной инфраструктуры, создаются центры сбора, хранения информации, центры реагирования и управления.

Так как системы ИТС не стандартизированы, к проблемам можно отнести сложность интеграции, объединения и развития систем ИТС в регионах. Одним из направлений деятельности ICL как раз является создание универсального ИT-решения для интеграции разрозненных подсистем ИТС в единое ПО, удобное для конечного пользователя.

 

Старший менеджер проектов компании ICL Services Владимир Каюров

Старший менеджер проектов компании ICL Services Владимир Каюров

 

Прослеживается ли в этом региональная составляющая? Если да, то какие регионы впереди? Какие общефедеральные проекты можно отметить?

С 29 марта по 30 апреля компания ICL Services запускает работу школы Project Management 2021 . Эксперты компании будут обучать слушателей профильным навыкам и знаниям, необходимым для управления ИТ-проектами. Обучение будет проходить на бесплатной основе по будням с 18:00 до 20:00 в онлайн формате (см. новость раздела «ICL Services» от 10 марта 2021 г.).

– Исторически развитие ИТС в России началось с крупных городских агломераций и федеральных трасс. Основной и наиболее важной составляющей на федеральном уровне является создание технического комитета по стандартизации «Интеллектуальные транспортные системы» и строгое регламентирование отрасли ИТС, подготовка ГОСТ и стандартов по ИТС. Также на федеральном уровне происходит дополнительное финансирование регионов для развития ИТС и стратегическое планирование развития ИТС в России.

Интересным проектом Росавтодора является Единая ИТС России и Единая стена статусов ИТС Агломераций.

Единая ИТС России представляет собой рекомендации по составу типовых решений и определение объема типовых решений ИТС для каждого региона. Также Единая ИТС России предполагает создание единых центров хранения информации для сбора и аналитики данных, получаемых с региональных систем ИТС, создание единой цифровой платформы управления транспортной системой.

 

 «Единая ИТС России» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru

«Единая ИТС России» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru

 

Единая стена статусов ИТС Агломераций представляет собой аналитический проект Росавтодора для определения уровня развития ИТС в регионах, оценки необходимости развития ИТС в регионах, информирования населения об уровнях развития ИТС в регионах.

 

 «Единая стена» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru

«Единая стена» из Концепции внедрения с официального сайта rosavtodor.gov.ru

 

Из интересных уникальных прогрессивных ИТС России также отмечу систему скоростной трамвайной сети, которая получила отдельное название «Чижик» и была реализована в Санкт-Петербурге. За счет обмена информацией между подвижным составом и контроллерами светофорного объекта происходит предварительное включение зеленого сигнала для трамвая. В Перми на базе АСУДД в центральной части города реализована похожая система, только с использованием других технологических решений - режимы работы светофорных объектов синхронизированы и строго привязаны к расписанию трамваев, в результате чего трамвай в центральной части города всегда движется на зеленый сигнал светофора, и скорость движения трамвая на данном участке увеличена на 50 %, а количество ДТП с трамваем сократилось на 80 %.

На данный момент Росавтодором разработана концепция развития ИТС в городских агломерациях на 2021-2025 годы и производится анализ текущей ситуации развития ИТС в регионах. Во многих регионах России с помощью различных систем ИТС уже достигнуты высокие показатели оптимизации движения, повышения безопасности движения, информирования населения.

Крупнейшая рекрутинговая платформа HeadHunter опубликовала рейтинг лучших работодателей России по итогам 2020 года. ИТ-сервисная компания из Татарстана ICL Services (входит в ГК ICL) вошла в топ-50 лучших работодателей России. ICL Services заняла 41 место среди компаний всех бизнес-отраслей, численностью от 1000 до 5000 человек (см. новость раздела «ICL Services» от 26 февраля 2021 г.).

Исходя из моего личного опыта работы в транспортной сфере наиболее развитые системы ИТС, по моему мнению, представлены в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Перми - по причине высокой автомобилизации, острой необходимости решения проблем в транспортной инфраструктуре, проведения пилотных проектов и наличия необходимого финансирования. В числе отстающих можно обозначить небольшие города с населением менее 500 тыс. человек. Степень развития ИТС в регионах зависит от того, как давно в регионе начали интегрировать системы ИТС, и насколько региональные власти заинтересованы в развитии транспортных систем.

В качестве ИT-решений в разных городах используются различные типовые решения. Некоторые из систем подлежат обязательной государственной сертификации. Среди типовых ИT-решений можно выделить следующие.

Системы фотовидеофиксации (ФВФ) нарушений ПДД. Данные системы в автоматическом режиме фиксируют нарушения правил дорожного движения, реализуют принцип необратимости наказания, в результате чего не только формируют доказательную базу для вынесения постановлений сотрудниками ГИБДД, но и фактом своего наличия влияют на поведение водителей и позволяют сократить количество нарушений практически до нуля. В связи с сокращением нарушений на участках, где установлены ФВФ, происходит ликвидация аварийности. Современные системы ФВФ умеют в автоматическом режиме фиксировать практически все виды нарушений, которые предусмотрены КоАП РФ; могут контролировать скорость движения, проезды на запрещающий сигнал, непредоставление пешеходу в движении по нерегулируемому пешеходному переходу, пристегнут ли ремень у водителя, и не использует ли водитель телефон во время движения, правила остановки и стоянки и др.

Системы весогабаритного контроля. Данные системы позволяют контролировать допустимую загрузку грузовых транспортных средств, установленную в зависимости от строения дороги. Системы ВГК предотвращают нарушения в части перегруза транспортных средств, в результате чего значительно увеличивается срок службы дорожного полотна и экономия бюджета на внеплановые ремонты проезжей части.

Автоматизированные системы управления дорожным движением. Данные системы позволяют максимально эффективно оптимизировать режимы работы светофорных объектов, оперативно изменять режимы в зависимости от транспортных нагрузок, уведомлять водителей о существующих проблемах (заторах, ДТП), управлять движением транспорта удаленно из центров управлением движения, выявлять проблемы, возникающие в дорожном движении. Системы АСУДД являются наиболее сложными из всех подсистем ИТС и состоят из большого количества различных ИТ-решений.

Паркоматы и платные парковки. Данная система позволяет контролировать занятость парковочного пространства, информировать население, а также управлять и сокращать загруженность определенных улиц за счет ввода денежной оплаты. Наиболее эффективны платные парковки при одновременном развитии общественного транспорта и перехватывающих парковок.

Развитие беспилотного транспорта. Беспилотный транспорт является самым прогрессивным и сложным направлением ИТС, в системы беспилотного транспорта входит как ИT-решения для управления автомобилем, находящиеся на борту ТС, так и «обвязка», то есть ИT-решения, которые размещаются на магистралях и необходимы для оптимизации движения беспилотного транспорта. Министерством транспорта РФ на 2021 - 2024 годы запланировано тестирование и проработка условий доступа беспилотных автомобилей на дороги общего пользования. Пилотные испытания пройдут в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Следующим шагом в ближайшем будущем станет создание систем по обмену данными между «беспилотниками», дорожными контроллерами и единое обобщенное управление беспилотным транспортом.

Ваши прогнозы относительно развития ИТ-решений для транспорта. Транспорт ближайшего будущего - какой он? Каким может быть участие вашей компании в этом направлении?

Международная ассоциация профессионалов аутсорсинга опубликовала новый список лучших компаний мира. ICL Services (входит в ГК ICL) снова вошла в ТОП-100 провайдеров услуг в статусе Лидера (The Leader Judging Size category), что, по словам организаторов, демонстрирует постоянное стремление компании к совершенству и является залогом успеха в аутсорсинговой индустрии (см. новость раздела «ICL Services» от 25 февраля 2021 г.).

– С каждым годом ИТ-решения для транспорта будут развиваться и совершенствоваться. Транспорт ближайшего будущего будет максимально удобный и безопасный для человека.

На данный момент компания ICL Services занимается развитием транспортного направления, реализуя совместные проекты с партнерами и интегрируя стандартные существующие решения ИТС. Также компания ICL Services занимается развитием инновационных направлений. Одним из таких направлений является создание единого ПО для сбора, хранения, удобного использования всех систем ИТС, которое позволит обобщить и максимально эффективно использовать всю информацию от всех подсистем ИТС в конкретном регионе или группе регионов.

В 2020 году ГК ICL участвовала в федеральном проекте в части развития электронного оформления перевозок грузов и пассажиров. С 1 по 30 октября Министерством транспорта РФ совместно с МВД, ФНС и Ростехнадзором был проведен эксперимент в пилотных зонах на территории Москвы и Московской области, Татарстана, Калужской, Рязанской областях и Краснодарском крае с привлечением нескольких десятков перевозчиков, среди которых «Почта России», «ПЭК», «Лукойл-Центрнефтепродукт», «Магнит», «X5 Retail Group» и многие другие.

В рамках эксперимента информационное взаимодействие операторов электронного документооборота обеспечивали ГК ICL, ПФ «СКБ Контур», «Директум», «Такском», «Корус Консалтинг», Edisoft и «Электронные коммуникации». Решение, разработанное ГК ICL, обеспечивает ведение электронных транспортных накладных и электронных путевых листов для грузовых и пассажирских транспортных перевозок. В этом году планируется организация пилотного проекта в нескольких регионах, а с 2022 года - запуск электронного документооборота перевозок на территории РФ. Реализация электронного документооборота для перевозчиков позволит существенно сократить временные и материальные затраты транспортных компаний, а в будущем - планировать загрузку дорог, исследовать направления транспортных потоков для строительства новых магистралей и придорожного сервиса в соответствии с нагрузкой по каждому направлению.

Большое спасибо за беседу!

Рубрики: Интеграция, Инновации

Ключевые слова: ICL Services , ИТ в транспорте, Интеллектуальные транспортные системы (ИТС)