– Игорь, как вы оцениваете современный уровень проникновения ИТ в сферы, связанные с пассажирским транспортом? Насколько быстро происходит информатизация транспортных средств и магистралей? Какие основные проблемы и успехи можно отметить?
– На сегодняшний день существуют несколько цифровых платформ, которые автоматизируют управление пассажирским транспортом в городах. Они достаточно развиты и обеспечивают как управление пассажирскими перевозками, их качеством, надежностью и своевременностью, так и все вопросы, связанные с оплатой проезда. В целом, отрасль достаточно плотно использует ИТ-технологии для более качественного предоставления услуг пассажирских перевозок. На трассах регионального и федерального значения внедряются несколько типов информационных систем: в первую очередь это система фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения, метеомониторинг и весогабаритный контроль грузовых и транспортных средств. Происходит внедрение достаточно быстро потому, что данная тема поддерживается Национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). В нем запланировано весьма широкое и повсеместное внедрение средств, обеспечивающих безопасность движения по дорогам и магистралям, а также контроль их состояния и хорошего сохранения.
То, что поддерживается государством - то и развивается быстрее. В частности, одним из первых был реализован проект по фото- и видеофиксации нарушения правил дорожного движения. На сегодняшний день такие технологические уже комплексы уже стоят по всей стране: где-то докупаются, где-то расширяется функционал, но так или иначе этот тот вопрос закрывается. В настоящее время в разработке находится проект, связанный с весогабаритным контролем, обеспечивающим сохранность дорог, в последние несколько лет он очень активно развивается.
Следующее направление – это метеомониторинг, который так или иначе присутствует, но не везде и не всегда, так как по факту не является высококритичным средством на магистралях в силу определенных сложностей, достаточно высоких финансовых затрат и отсутствия результатов. Если в городе станции метеомониторирнга позволяют очень быстро реагировать на метеорологическую ситуацию и выводить на дороги дорожно-транспортную технику, то на магистралях все зависит от готовности региона обеспечивать подобного рода сервис на трассах.
Если говорить про успехи, то те сферы на транспорте, которые можно так или иначе оцифровать, рождают определённые цифровые сервисы. Ими как раз и пользуются ответственные за эксплуатацию дорог люди, организации, региональные и городские департаменты и министерства. С точки зрения тех направлений, которые уже были озвучены выше, успехи налицо. Системы есть, и они работают, обеспечивая поддержку и выполнение ключевых задач на транспорте: снижения аварийности и повышения качества автомобильных дорог в целом.
Руководитель направления «Интеллектуальные транспортные системы» Softline Игорь Ежков
Проблемы тоже существуют, они общие для цифровых систем: отсутствие интеграции в единую систему управления с хранением и аналитикой данных. Над этой задачей как раз сейчас и работает Softline в регионах – мы внедряем интеллектуальные транспортные системы (ИТС), призванные объединить и интегрировать существующие цифровые системы, управляющие транспортными средствами, в единую платформу управления как для руководства региона, так и для людей, отвечающих за то, чтобы все работало стабильно.
– Прослеживается ли в этом региональная составляющая? Какие общефедеральные проекты можно отметить?
– Да, безусловно, потому что Национальный проект, в частности, ИТС, предполагает транзитные перемещения грузов между регионами и, соответственно, регионы строят сейчас свои ИТС с учетом того, как это делают соседние регионы. По крайней мере, должны так делать, так как если они будут упускать этот момент из виду, в дальнейшем есть высокая доля вероятности возникновения достаточно большого количества интеграционных проблем.
Основная задача ИТС, которые сейчас внедряются в регионах – создать единую систему управления по всей стране, состоящую из региональных «кубиков», то есть систем. Есть некоторые регионы, которые впереди, и есть регионы, которые пока вообще не задумывались об этом. С точки зрения ранжирования, нужно опираться на постановление Правительства РФ о выделении средств на ИТС. Те регионы, которые получают средства на ИТС, как раз и находятся в лидерах, так как те средства, которые они получают и на основе которых готовят и защищают проекты, призваны так или иначе улучшать какие-то показатели в регионе с точки зрения регионального объединения. Общефедеральный проект БКАД содержит раздел «Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства», где как раз и лежат направления фото и видеофиксации, весогабарита и ИТС.
– Расскажите, пожалуйста, об опыте вашей компании в этой сфере.
– Для работы по транспортным системам в компании Softline реализуется стратегия «5 + 3», в которую вошли 5 транспортных направлений: интеллектуальные транспортные системы, системы фотовидеофиксации нарушений ПДД, системы весогабаритного контроля, автоматизированные системы управления дорожным движением, автоматизированные системы оплаты проезда на общественном транспорте. А также 3 направления нашего основного бизнеса как ИТ-компании: кросс-экспертиза в хранении данных, защите и передачи данных.
По всем этим направлениям компания обладает широкой экспертизой и многолетним наработанным опытом. Эти направления мы выбрали именно поэтому, что понимаем: одна из первых задач, с которой будут сталкиваться регионы на пути цифровой трансформации – это базовые сервисы, которые должны быть оцифрованы, интегрированы между собой, они должны быть управляемыми из единого места. Данная стратегия позволяет нам сфокусироваться и развивать эти направления с заданным качеством и в понятном поле прогнозирования событий.
Все остальные перечисленные направления чаще бывают узкоспециальными и требуют какого-то фокусного увеличения конкретной вертикальной проблемы. Мы пока этим не занимаемся, но это не означает, что не будем заниматься в будущем.
– Ваши прогнозы относительно развития ИТ-решений для транспорта. Транспорт ближайшего будущего - какой он? Каким может быть участие вашей компании в этом направлении?
– В данном направлении курс задан уже Минтрансом РФ: развитие ИТС для регионов – задача не на один год, а на десятилетия. Поэтому с точки зрения векторов развития тут все более менее понятно. С точки зрения сервисов для населения сегодня на повестке дня все актуальнее становится тема так называемой мультимодальности и мобильности-как-сервис. Два термина, которые обозначают практически одно и тоже: цифровые транспортные сервисы, которые оказываются населению, обеспечивая передвижение конкретного человека из пункта А в пункт Б с использованием радикально разных транспортных средств. Это может быть и арендованный велосипед, личная машина, автобус – любой городской тип транспорта для максимально быстрого, эффективного и понятного с точки зрения стоимости перемещение человека по нему. Все будет двигаться в этом направлении.
Про будущее говорить сложно, мы не футурологи. Но, кажется, то, что мы увидим в ближайшее время, будет связано с автоматизированным транспортным средством без водителя, хотя в России действует ряд ограничений, который запрещает это сейчас. Какое влияние будет на это оказывать юридическо-правовой аспект, пока не ясно, но весь мир движется в эту сторону.
Участие компании Softline очевидно: мы являемся экспертом в области цифровой трансформации, в том числе и для транспортной отрасли. Наша экспертиза - это создание цифровых инструментов, обеспечивающих реализацию определённых задач, что избавляет руководство города от решения технологических вопросов и позволяет сосредоточиться на решении других задач.
– Большое спасибо за беседу!