Директор департамента образования ГК «Астра», ректор «Астра Академии» Федор Кирдяшов: «Прийти в ИТ можно в любом возрасте и с любым багажом, но обязательно с интересом и мотивацией»

ГК «Астра» традиционно уделяет подготовке кадров большое внимание, выстраивая комплексную систему обучения ИТ-специалистов в области своих продуктов. Какую роль в этой цепочке длиной в несколько лет играют школы, колледжи, вузы и центры дополнительного профессионального образования, и почему такая система приводит к наилучшим результатам, рассказывает директор департамента образования ГК «Астра», ректор «Астра Академии» Федор Кирдяшов.

– Федор, расскажите, пожалуйста, об основных тенденциях корпоративного ИТ-обучения. Чему сейчас компании учат ИТ-специалистов?

– Корпоративное обучение - это система накопления и передачи различного рода знаний, которые относятся непосредственно к определенной организации или корпорации, которые затем используются для достижения целей, которые стоят перед корпорацией. Особенность корпоративного обучения заключается в том, что если корпоративный учебный центр и не имеет образовательной лицензии и не осуществляет внешнее обучение, то знания и компетенции, которые передаются сотрудникам, востребованы только внутри компании и не могут быть признаны в других компаниях.

В этой сфере я нахожусь больше 10 лет, и не могу сказать, чтобы за это время в корпоративном обучении что-то существенно изменилось, что появились новые тенденции. Те основы, которые мы с коллегами закладывали в ИТ-отрасли 10 лет назад, остаются актуальными.

Корпоративное обучение может быть направлено как на развитие личностных компетенций человека (это умение работать в команде, ответственность, коммуникабельность, умение управлять коллективами, правильно ставить задачи), так и профессиональных. Личностные компетенции, как правило, получают через различные психологические тренинги. Но надо понимать, что личностные компетенции сильно зависят от характера и темперамента человека, и это необходимо учитывать при формировании личностного профиля конкретного сотрудника. Бывают случаи, когда сотрудник изначально к своей должности не подходит, и развить в нем определенные компетенции до хорошего уровня - невозможная задача. Тогда сотруднику предлагается перейти на другую позицию, чтобы он максимально был задействован в производственном процессе и реализовал свой творческий потенциал.

 

Директор департамента образования ГК «Астра», ректор «Астра Академии» Федор Кирдяшов

Директор департамента образования ГК «Астра», ректор «Астра Академии» Федор Кирдяшов

 

С профессиональными компетенциями проще. Если мы говорим про корпоративное обучение, то развиваются те из них, которые нужны внутри компании - например, знание определенных языков программирования. Каждая компания сама определяет пул компетенций, которые нужны специалисту. Понятно, что проводить такое обучение внутри компании – затратно: нужно иметь в штате своих преподавателей и методистов, постоянно разрабатывать курсы и материалы курсов, обновлять их и так далее. Некоторые компании коммерциализируют эту деятельность, получают лицензию на дополнительное профессиональное образование (ДПО) и по некоторым востребованным компетенциям проводят обучение не только своих сотрудников, но и для сторонних клиентов, зарабатывают определенные деньги, которые потом направляют на развитие корпоративного университета.

Услугами каких центров ИТ-обучения вы пользуетесь? Есть ли свои внутренние курсы или школы?

– В ГК «Астра» присутствует определенная специфика. В нашем образовательном пространстве находятся организации всех уровней образования: школы, колледжи, вузы, центры ДПО, молодежные организации, которые реализуют программы ДПО для детей, есть даже пара детских садов. У нас нет своего корпоративного университета, но мы очень серьезно относимся к подготовке кадров, на протяжении трех лет реализуем стратегию по формированию единого образовательного пространства и различные формы взаимовыгодного сотрудничества с образовательными организациями. Подготовку кадров мы разделяем на три вида.

Краткосрочная или оперативная подготовка кадров занимает от 2 дней до 5 месяцев и реализуется через центры ДПО. Все центры, услугами которых мы пользуемся, перечислены на нашем сайте. На сегодняшний момент, если считать вместе с филиалами, у нас порядка 90 партнеров со стороны организаций ДПО, через них мы строим систему авторизованного обучения. Происходит это следующим образом. Департамент образования ГК «Астра» готовит программы обучения, материалы обучения, которые мы передаем партнерам по ДПО, и они обучают наших клиентов, заказчиков, партнеров, в том числе и ИТ-компании в лице системных интеграторов. Мы сами тоже пользуемся услугами этих учебных центров. Кроме того, наша компания является участником Консорциума по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики, и учебные программы ГК «Астра» представлены в проекте «Кадры для цифровой экономики». Обучаясь на курсах в рамках данного проекта, слушатели могут получить компетенции по нашим продуктам при 50%-ном финансировании со стороны государства.

Второй уровень - среднесрочная подготовка кадров - реализуется через колледжи и вузы, ее период - от 5 месяцев до 2 лет. На этом уровне мы также предоставляем программы и материалы курсов, бесплатные лицензии на свои программные продукты. На сегодняшний момент у нас более 300 партнеров со стороны организаций профессионального и высшего образования. Взаимодействие происходит таким образом: вуз или колледж встраивает обучение нашим продуктам в основной образовательный процесс в рамках одной или нескольких дисциплин, таких как «Операционные системы», «Компьютерные сети», «Операционная безопасность операционных систем», «Информационные технологии» и другие. Студенты, которые отучились по этим дисциплинам, начиная со второго курса могут получить сертификацию по компетенциям Astra Linux и устроиться на работу как в нашу компанию, так и к нашим клиентам или партнерам.

Чтобы ускорить этот процесс, мы пошли в школы, где реализуем обучение нашим продуктам в рамках внеурочной деятельности – как пользовательскому, так и более продвинутому уровням. Когда наши школьники приходят в вузы, они гораздо быстрее и глубже погружаются в наши программы и курсы, специалисты из них получаются более качественными. Этот уровень подготовки мы называем долгосрочной подготовкой кадров, которая может продолжаться от 2 до 5 лет.

В ГК «Астра» есть «Астра Академия». Какую роль она выполняет в схеме обучения?

– В «Астра Академии» происходит обучение преподавателей, которые затем преподают в центрах ДПО, вузах, колледжах, школах. Эту систему обучения мы выстроили не только у себя в компании, а по всей России. Одномоментно мы можем обучать большое число сотрудников. В 2021 году мы обучили порядка 10 тыс. российских специалистов. В числе значимых проектов, например, обучение в сжатые сроки порядка 5 тыс. сотрудников концентра «Росатом».

То авторизованное обучение, которое мы реализуем через центры ДПО и через «Астра Академию», действительно можно назвать не корпоративным обучением, а полноценным ИТ-образованием. Все слушатели получают либо удостоверения о повышении квалификации, либо дипломы о переподготовке, признанные по всей стране. Кроме этого, мы выдаем сертификаты от вендора Astra Linux, и они тоже подтверждают определенный уровень развития ИТ-специалистов по нашим программным продуктам. Эти сертификаты также признаны на рынке нашими клиентами, партнерами и, наверно, даже конкурентами.

Сейчас ИТ-навыками должен обладать практически любой сотрудник. Однако реальный уровень цифровой грамотности персонала во многих организациях пока оставляет желать лучшего. Как научить всех работе в «цифре» и нужно ли это делать?

– Согласно определению, данному на сайте Минцифры РФ, цифровая грамотность - это «умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться». В таком понимании у нас все сотрудники грамотны.

Если же подразумевать цифровую грамотность как умение использовать те ИТ-продукты, которые встречаются в повседневной и производственной деятельности компании, то, конечно, проблемы существуют. У нас сейчас всё переходит в цифру, и этому учить надо всех, а главное – всех педагогов, которые передают знания школьникам, студентам, слушателям. Если этого не делать, то информационные технологии в компании будут использоваться неэффективно. И здесь есть достаточно серьезный вопрос - кто за это должен отвечать? Большая госкорпорация, международная или российская коммерческая компания может позволить себе организовать обучение внутри себя. Но для организации дополнительных курсов в области цифровой грамотности для учителей, педагогов, медработников и остальных категорий госслужащих необходима помощь государства. Площадка «Кадры для цифровой экономики» часть таких задач решает. Но мне кажется, этот процесс необходимо еще лучше систематизировать, чтобы было понимание, какие конкретно компетенции мы относим к цифровой грамотности, какие компетенции нужны тем или иным конкретным специалистам.

Компаниям не хватает ИТ-специалистов. Можно ли решить эту проблему с помощью учебных центров?

– Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать всю нашу систему образования в целом. У нас есть организации общего образования, профессионального образования, высшего образования и ДПО, к которым и относятся учебные центры. И сами по себе учебные центры решить проблему нехватки ИТ-специалистов не могут.

Давайте вспомним систему советского образования. Да, она была очень сильной, комплексной, в ней было много взаимосвязанных составляющих. Одна из них заключалась в том, что в советской системе образования специалист готовился под конкретную должность. Ему давались конкретные знания, навыки, востребованные именно на этой должности. И при этом в компаниях были первоначальные должности для выпускников, а дальше у каждого выпускника был план развития, движения по карьерной лестнице. Так вот, учебные центры могут помочь, если в компаниях будут должности, на которые придут выпускники, если будет предложена система их развития. Если компания будет понимать, каких компетенций ей не хватает, и будет знать, в каком учебном центре специалист может получить необходимую дополнительную компетенцию.

Здесь я хочу также встать на защиту наших вузов и колледжей. Бизнес часто винит их в нехватке ИТ-специалистов. Всех, кто говорит, что образовательные организации плохо выполняют свою миссию, мне хотелось бы спросить: а что вы сделали для того, чтоб нужные вам специалисты появились, какой вклад вы внесли, занимается ли этой проблемой ваш департамент по управлению персоналом? Сейчас есть много учебных центров и вузов, дающих прекрасные компетенции, но из-за того, что нет связки с компаниями, а компании сами не хотят вкладываться в развитие персонала, получается то, что получается. Готовые специалисты «с неба не падают».

У себя в компании мы пытаемся выстроить именно такую систему, показываем пример нашим клиентам и партнерам, продвигаем эти идеи через различные организации, например, РУССОФТ, выходим с инициативами на Минцифры России и Минобразования России.

 

Фёдор Геннадьевич Кирдяшов на встрече с талантливыми студентами

Фёдор Геннадьевич Кирдяшов на встрече с талантливыми студентами

 

Многие люди за последние два года решили радикально сменить профессию и пойти в ИТ. Возможно ли с нуля стать айтишником и что для этого нужно?

– Могу со 100%-ой уверенностью ответить положительно. Приведу яркий пример. Мне довелось 15 лет проработать в вузе и больше 15 лет - в развитии персонала. Когда в вузе я исполнял обязанности заведующего ИТ-кафедрой, ко мне пришел студент, выпускник лингвистического вуза. Он 5 лет отучился на переводчика и к концу 5 курса понял, что хочет стать айтишником, а потому решил поступать к нам в магистратуру. Конечно же, он не поступил – ему не хватило тех знаний, которые были у него к моменту вступительных экзаменов. Мы предложили ему прийти через год, чтобы было время подготовиться, не особенно веря в то, что он сможет. Через год этот выпускник к нам действительно не пришел - но только потому, что устроился работать в ИТ-компанию на младшую инженерную должность. С тех пор прошло 5 лет, он достиг очень больших успехов в своей новой деятельности, теперь он руководитель группы ИТ-инженеров. Так что – да, прийти в ИТ можно в любом возрасте и с любым багажом, но обязательно у человека должен большой быть личный и профессиональный интерес к этой области, он должен быть мотивирован начать разбираться в ИТ, тратить на это свои временные ресурсы.

Кроме того, надо четко понимать свои предпосылки перехода в ИТ. Потому что это модно, престижно, хорошо оплачивается или потому, что к этому есть горячий интерес и склонность? Как профессиональный профориентолог, перед тем как сделать выбор, я рекомендую всем пройти профориентацию независимо от возраста, выяснить свои профессиональные интересы и, если они действительно связаны с ИТ, не бояться развиваться и пробовать.

Кстати, часто возникает вопрос: а с чего начать изучать ИТ? Мое мнение: не надо сразу целиться в программисты, разумнее будет начать с системного администратора. Человек начинает не просто изучать ОС, а разбираться в процессах. Он постепенно разбирается, что такое информационная система и ее составляющие, как они взаимосвязаны и функционируют, и тогда администрирование может перейти на уровень техподдержки или программирования. Не зная основ, вряд ли можно стать программистом. Но если выстроить плавный переход, получить первоначальные навыки, то потом, постепенно разбираясь в специфике ИТ-сферы, можно выбрать себе путь и постепенно нарастить свои профессиональные компетенции, используя в том числе и ресурсы ДПО.

Здесь отмечу, что уникальность нашей компании в том, что мы являемся разработчиками системного ПО. То есть, изучая наше ПО, человек может постепенно переходить в область ИТ. Все курсы, которые мы реализуем через ДПО, как раз на это и заточены. Есть курсы пользовательские и продвинутого пользователя, начального администрирования и продвинутого администрирования. С этого года наша стратегия такова: если хочешь перейти в ИТ, начинай с изучения продуктов ГК «Астра», потому что изучение наших продуктов действительно дает фундамент к дальнейшему движению.

Какие программы есть в компаниях для адаптации и развития молодых специалистов?

– Расскажу на примере нашей компании. Мы используем системные принципы, заложенные еще в советском образовании. Мы готовим студентов в проектах «Астра Колледж» и «Астра Университет». После прохождения обучения по нашим программам они сдают экзамен по соответствующей дисциплине. Те студенты, которые сдали на «хорошо» и «отлично», получают право пройти сертификацию по нашим продуктам. Тем, кто прошел ее успешно, мы выдаем точно такой же сертификат, какой дается в наших авторизованных учебных центрах. То есть, студент, еще будучи студентом, документально получает подтверждение, что он владеет компетенциями по нашим программным продуктам.

Если студент имеет желание развиваться дальше в этом ИТ-направлении, мы включаем его в проект «Астра Карьера». На соответствующем портале студент может разместить свои анкеты, резюме и сертификаты. С другой стороны, к нам обращаются клиенты и партнеры, которым мы даем доступ к базе студентов, если они загрузят на портал первоначальные должности, на которые готовы взять студентов и выпускников. Когда компания и студент находят друг друга, осуществляется трудоустройство. По результатам прошлого года уже есть компании, которые взяли к себе студентов не только из Москвы, но и из других городов.

Сами мы тоже предлагаем для студентов «Астра Карьеры» первоначальные стажерские должности. За каждым студентом назначается наставник, который вводит его в курс дела, помогает, направляет. Зная, в каком направлении развиваться, студент получает компетенции в своем вузе, либо развивается сам, либо мы его направляем на курсы. В конце 2021 года мы взяли на работу порядка 20 студентов, в этом году готовы трудоустроить и развивать порядка 60 стажеров.

Ваше мнение, как дальше будет развиваться ИТ-обучение?

– Мы не знаем, кто нам будет нужен через 5 лет, и трудно сказать, что станет через этот промежуток времени с системой образования. Скажу одно: все, что можно было включить в систему образования, мы уже включили. Главное теперь - навести во всем этом порядок, чтобы в многообразии форм обучения и курсов студенты и педагоги не запутались. Бывает, что одна возможность с точки зрения ресурсного обеспечения перебивает другую возможность – я имею в виду, прежде всего, временной ресурс. Человек не может 24 часа учиться всему на свете – одновременно в вузе, на курсах, на «цифровой кафедре», и к тому же набирать опыт, подрабатывая. Для хорошего результата необходимо системно все это выстроить.

Большое спасибо за беседу!

Рубрики: Кадры

Ключевые слова: обучение, IT-обучение, Astra Linux