Эксперты «Ростелекома»: «Никогда не поздно пойти в ИТ - там нет возрастных ограничений»

Начиная с первого дня работы в «Ростелекоме» сотруднику доступен «Онлайн-университет» для прокачки своих знаний, soft и hard компетенций и навыков, а также в компании запущены школы разработчиков и тестировщиков. О корпоративном обучении рассказывают руководитель направления в департаменте управления знаниями «Ростелекома» Екатерина Кузьмина, директор по развитию и управлению талантами в ИТ «Ростелекома» Виолетта Трегуб и руководитель направления обучения в ИТ «Ростелекома» Наталья Будилина.

Расскажите об основных трендах корпоративного ИТ-образования. Чему сейчас компании учат ИТ-специалистов?

Е.К.: Текущий тренд ИТ-образования, конечно же - цифровые навыки, сейчас они как никогда актуальны. Под цифровыми навыками может быть не только обучение языкам программирования, но и инструментам улучшения/автоматизации/оптимизации своей работы, инструментам работы с данными, цифровому этикету и т.д.

В.Т., Н.Б.: В ИТ-кластере мы выделяем два основных фокуса обучения. Лидеров команд мы обучаем soft skills (начиная от навыков личной эффективности, заканчивая освоением всего необходимого инструментария для эффективной работы с командами). Специалистов мы обучаем hard skills (узко специализированные экспертные школы по направлениям аналитики, разработки и тестированию).

Услугами каких центров ИТ-обучения вы пользуетесь? Есть ли свои внутренние курсы или школы?

Е.К.: В компании уже 3 года есть внутренняя «Школа программирования» - это онлайн-школа для изучения языков программирования. Занятия проходят 1-2 раза в неделю в онлайн-формате, доступ к материалам обучения открыт 24/7 c любых личных устройств. В рамках данной школы проводятся как программы повышения квалификации для автоматизации своей работы, так и программы переквалификации на актуальные ИТ-профессии, такие как дата-инженер, аналитик данных, системный аналитик и др. Программы мы организуем совместно с ведущими вузами РФ (ВШЭ, МФТИ, МИФИ).

 

Руководитель направления в департаменте управления знаниями «Ростелекома» Екатерина Кузьмина

Руководитель направления в департаменте управления знаниями «Ростелекома» Екатерина Кузьмина

 

В.Т., Н.Б.: В 2021-2022 годах мы сделали акцент на развитие внутреннего обучения и активно создаем собственные курсы и программы с привлечением экспертов, работающих в компании. Например, в «Школе тимлида», направленной на обучение руководителей, сейчас идёт уже третий поток. Мы также сотрудничаем со многими популярными учебными центрами, обучающими программированию с нуля, например, «Хекслет», «Скилбокс».

 

Директор по развитию и управлению талантами в ИТ «Ростелекома» Виолетта Трегуб и руководитель направления обучения в ИТ «Ростелекома» Наталья Будилина

Директор по развитию и управлению талантами в ИТ «Ростелекома» Виолетта Трегуб и руководитель направления обучения в ИТ «Ростелекома» Наталья Будилина

 

Сейчас ИТ-навыками должен обладать практически любой сотрудник. Однако реальный уровень цифровой грамотности персонала во многих организациях пока оставляет желать лучшего. Как научить всех работе в «цифре» и нужно ли это делать?

«Ростелеком-Солар» и «Доктор Веб», один из крупнейших российских разработчиков антивирусного ПО, заключили соглашение о совместном противодействии компьютерным атакам. Компании будут делиться аналитикой и статистикой об актуальных киберугрозах, а также обнаруженными индикаторами компрометации (IOC). Партнерство предполагает и обмен опытом в рамках рабочих групп (см. новость раздела «Ростелеком» от 16 марта 2022 г.).

Е.К.: Это действительно так, некоторым сотрудникам удобно по старой памяти пользоваться, например, бумажными заявлениями на отпуск, хотя в компании давно этот процесс автоматизирован. Для развития культуры цифровой грамотности мы в прошлом году создали модель цифровых компетенций, в которую входят основные базовые цифровые навыки, которыми должен обладать каждый наш сотрудник. В этом году у нас в фокусе разработка инструментов оценки данных навыков и создание мероприятий/активностей по развитию цифровых навыков.

В.Т., Н.Б.: Несмотря на всеобщую цифровизацию, до сих пор существует множество профессий и направлений деятельности, где глубокого погружения в «цифру» не требуется, достаточно наличия базовых навыков работы с классическими ПО. В таких случаях достаточно проводить узкопрофильные обучения, которые необходимы для осуществления работы этих специалистов.

Компаниям не хватает ИТ-специалистов. Можно ли решить эту проблему с помощью учебных центров?

Е.К.: Только учебными центрами однозначно нет, так как любую программу, которую мы проводим вместе с внешними партнерами, всегда адаптируем под нашу специфику и приглашаем внутренних экспертов для того, чтобы сотрудников на обучение максимально сразу погрузить в реалии компании. Учебными центрами возможно закрыть базовые навыки, но все равно дальше их нужно приземлять на каждую отрасль/компанию.

В.Т., Н.Б.: Скорее, нужна коллаборация учебных центров и профильных компаний. Поскольку ИТ-специалист с теоретическими знаниями - это еще не полноценный ИТ-специалист, нужен практический опыт. Здорово, когда учебные центры могут обеспечить стажировку в крупных ИТ-компаниях сразу после успешного окончания обучения. Таким образом, например, «Ростелеком» сотрудничает с «Хекслет».

Многие люди за последние два года решили радикально сменить профессию и пойти в ИТ. Возможно ли с нуля стать айтишником и что для этого нужно?

Клиентская служба «Ростелекома» получает много вопросов об оплате услуг компании в новых условиях. Как известно, введены санкции в отношении ряда российских банков, включая выпущенные ими карты платежных систем Visa и MasterCard, а также ограничена работа сервисов Google Pay и Apple Pay для пользователей из России (см. новость раздела «Ростелеком» от 15 марта 2022 г.).

Е.К.: Да, однозначно. Для этого должно быть огромное желание изучать информацию и практиковаться. Основной залог успеха – это много практики, написание программ, скриптов и т.д. Сейчас достаточно много информации в открытых источниках, поэтому базовые навыки можно получить совсем бесплатно, плюс многие компании проводят стажировки, где каждый может попробовать себя и сделать первые шаги в новой профессии. Никогда не поздно пойти в ИТ, там нет возрастных ограничений.

В.Т., Н.Б.: С нуля стать айтишником можно, если специалист готов к постоянному обучению, потому что сфера очень быстро меняется. Есль несколько способов зайти в ИТ: через любую из ИТ-профессий с позиции Junior после прохождения профильного обучения; через стажировку в компаниях от ВУЗов/учебных центров; через смежные профессии, придя на работу в ИТ-компанию, например, администратором проекта, помощником РП или сотрудником бэк-офиса.

Какие программы есть в компаниях для адаптации, развития молодых специалистов?

Е.К.: Начиная с первого дня работы сотрудника у нас в компании доступен «Онлайн-университет» для прокачки своих знаний, soft и hard компетенций и навыков.

«Ростелеком» остается крупнейшим игроком на рынке ШПД для юридических лиц по количеству абонентов и выручке, демонстрирует максимальный рост клиентской базы виртуальной АТС, а также обладает наибольшей выделенной номерной емкостью в коде 8-800. Лидерство компании подтвердили рейтинги по итогам 2021 года, составленные независимым консалтинговым агентством «ТМТ Консалтинг» (см. новость раздела «Ростелеком» от 11 марта 2022 г.).

В.Т., Н.Б.: В «Ростелекоме» запущены школы разработчиков и тестировщиков: мы приглашаем начинающих специалистов с рынка, учим их и лучшим выпускникам предлагаем рабочие места. Далее уже в подразделениях у нас развита система наставничества: за новыми сотрудниками на испытательном сроке закрепляются более опытные специалисты, которые помогают им быстрее адаптироваться в компании.

Как дальше будет развиваться ИТ-обучение?

Е.К.: Оно будет только расти и развиваться. На мой взгляд, будет больше коротких интенсивных программ переквалификации, так как инвестировать полгода на смену профессии сейчас уже не каждый готов, хочется быстрых результатов.

В.Т., Н.Б.: Обучение будет адаптироваться под потребности рынка. Сейчас фокус ИТ-компаний на импортозамещение и удержание ценных кадров.

Большое спасибо за беседу!

 

Рубрики: Кадры

Ключевые слова: обучение персонала, Ростелеком, кадры