– Денис, каким стал 2022 год для отечественного рынка СЭД/ЕСМ? Какие основные изменения произошли на нем?
– 2022 год для рынка ЕСМ, как и для всей экономики, стал годом изменений. И это, в первую очередь, связано с уходом традиционных западных игроков, продукты которых чаще выбирали заказчики для решения задач, предполагающих работу с большим объемом данных и требующих высокой надежности ЕСМ-системы. Больше всего это затронуло финансы, телеком и ритейл.
Многие заказчики в 2021 году планировали обновление и развитие уже внедренных западных продуктов. В 2022-2023 годах и от этих планов пришлось отказаться и рассматривать замену западных продуктов на отечественные. С одной стороны, это положительно сказывается на востребованности отечественных ECM-систем. С другой стороны, российские СЭД отстают не только как классические ЕСМ-системы, но и как CSP-системы, построенные на более современной архитектуре (Content Services Platform, согласно Gartner, является следующим поколением развития ЕСМ-систем). Ведь изначально они создавались как системы, автоматизирующие основное делопроизводство и ориентированные на процессный подход. Поэтому выбор внимательного заказчика сводится всего к нескольким игрокам, которые способны предложить решение на уровне западных. И в основном это те, кто начал конкурировать с западными платформами еще до 2022 года.
Руководитель отдела развития продуктов и решений на платформе LDM, ЛАНИТ, Денис Левинский
Однако зачастую заказчик вынужден оперативно менять имеющуюся западную ЕСМ-систему и не обращает внимание на наличие опыта у платформы в области замены иностранных ЕСМ на отечественную и наличие специалистов у вендора или партнера, умеющих работать с такими системами. Этот подход приводит к неудачным проектам, что отрицательно сказывается на рынке и может восприниматься другими его участниками как сигнал приостановить проекты импортозамещения и подождать, продолжая использовать имеющиеся решения.
– Как отразились события года на бизнесе, структуре, кадровом потенциале отечественных разработчиков и поставщиков СЭД/ЕСМ? С каким багажом вы и коллеги по рынку вошли в 2023 год?
– Мы активные участники рынка СЭД и ЕСМ, и у нас есть существенный опыт внедрения западных продуктов, колоссальный опыт развития решений на собственной платформе. Мы первые, кто предложил российскому рынку платформу, построенную на современном технологическом стеке и микросервисной архитектуре, поэтому мы являемся привлекательным работодателем на рынке труда, который предлагает интересные задачи с использованием современных технологий. Традиционно верим в отечественную IT-школу, так как на собственном опыте разработки платформы смогли спроектировать и реализовать качественную архитектуру. А что касается структуры бизнеса внедрения, то события не то чтобы что-то кардинально поменяли, так как мы самостоятельно уже несколько лет сместили акцент в сторону развития собственных продуктов, а естественным образом ускорили этот процесс.
– Как менялись сами СЭД/ЕСМ, с чем эти изменения были связаны?
– В последние годы смена технологических парадигм корпоративных IT-систем в целом, и в том числе ЕСМ, связана с переходом от традиционных монолитных архитектур, реализующих идею «всё сразу и всё в одном», к модульным решениям, как правило, на базе микросервисной архитектуры. Функционал таких систем гибко изменяется путем добавления новых сервисов, зачастую масштабируемость в таких решениях обеспечивается автоматически и прозрачно для конечного пользователя. Такой подход дает заказчикам необходимую гибкость адаптации ЕСМ-систем к динамично меняющимся условиям бизнеса и легкость встраивания в текущий IT-ландшафт. Эта архитектурная концепция получила название Content Service Platform (CSP), которая последние несколько лет активно применяется в мире и в России.
Как показывает опыт, бюджет доработок монолитного решения зачастую превышает стоимость его внедрения, и сейчас мы наблюдаем тенденцию ухода от монолита в сторону сервисного подхода. Это один из эффективных способов снизить стоимость развития и внесения изменений во внедренную систему, разделив ее на сервисы, каждый из которых обладает своим жизненным циклом внедрения / модернизации / вывода. В результате не придется вносить изменения в систему целиком при изменениях в конкретном сервисе. При этом микросервисная архитектура таких платформ позволяет использовать различный стек популярных технологий с открытым исходным кодом и гибкость в выборе языков разработки, что, в свою очередь, упрощает поиск необходимых специалистов на рынке труда для разработки, внедрения и поддержки платформ, и не зависеть от конкретного вендора, производителя платформы.
– Большое спасибо за беседу!