- Надежда, можно ли, на ваш взгляд, вывести несколько общих правил для успешного онлайн-обучения?
- Общих для всех правил немного. Я выделю три. Первое – прежде чем организовать обучение, нужно знать, кого будешь учить. Нужно изучить аудиторию, и не только с точки зрения половозрастных и образовательных характеристик. Необходимо знать, каким оборудованием и навыками онлайн-взаимодействия владеют обучаемые. А также важно выяснить, какие цели преследует обучаемый, по обязанности он слушает курс или это его осознанный выбор. Исходя из этого и нужно строить учебный процесс и выбирать формы подачи материала, обратной связи и контроля.
Второе. Всегда нужно учитывать вероятность форс-мажора и наличие отвлекающих факторов – как на стороне преподавателя, так и на стороне обучающихся. При дистанционном обучении высока вероятность «потерять» слушателя из-за сбоев в технике, на онлайн-сервисе, нестабильного Интернета. Кроме того, в случае онлайн-обучения заметно сложнее удерживать внимание слушателей, заметно больше отвлекающих моментов. Знаю о случаях, когда студенты не получали зачеты, так как у них отказала веб-камера в самый неподходящий момент, ребенок внезапно выключал компьютер или просто требовал внимания. Если для учебного процесса важен 100 % охват, следует подумать о резервном времени и/или резервных платформах и каналах. И просто держать в уме, что форс-мажор может случиться в любой момент и быть готовыми оперативно перестроить план семинара и все-таки донести необходимую информацию.
Третье. Не всему легко научить онлайн. Всегда будут оставаться предметы и темы, которые потребуют «живого» общения при преподавании. По большей части это касается практических навыков, когда обучаемый должен научиться что-то делать на физическом оборудовании, которого у него нет. Химические опыты, эксперименты, работа на чем-то, настройка и регулировка чего-либо (например, прибора или технического устройства) и так далее.
Руководитель управления маркетинга ЭОС Надежда Шалимова
- Каким категориям обучающихся было проще всего перейти на дистанционку? Почему? Что еще можно улучшить для них?
- Совсем просто и без каких-либо проблем – такого не было ни у кого, если говорить о категориях обучаемых в общем. Дистанционное обучение на текущем этапе развития технологического обеспечения учебного процесса и при имеющейся методической базе далеко не всегда может стать полноценной альтернативой очному. Проще говоря, не все можно изучить в виртуальной среде, и не все категории обучающихся психологически, технически и технологически подготовлены к удаленной форме взаимодействия с преподавателями.
Относительно легче и проще было студентам, получающим первое профессиональное образование. У них наилучший уровень владения необходимыми навыками (особенно если сравнивать с более старшим поколением – слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации). У них практически нет психологических барьеров, мешающих восприятию материала в дистанционной форме, а в сравнении со школьниками выше самоорганизованность (да и просто самостоятельность) и лучше техническая оснащенность. Конечно, и для этой категории не обошлось без проблем. В частности, пострадали практические занятия, так как некоторые из них просто невозможно перевести в онлайн. Сложности возникали на этапах контроля знаний, не везде Интернет выдерживал нагрузку, могло внезапно отказать оборудование (как на стороне преподавателя, так и у студентов).
Улучшить можно многое, а в первую очередь требуется разработка специальных методик дистанционного обучения для различных дисциплин. Пока во многих случаях преподаватели самостоятельно адаптируют те, что использовались для традиционного учебного процесса. И результаты такой адаптации не всегда удовлетворительные.
- А кому пришлось тяжелее всего, почему? Что можно сделать учебным заведениям и семьям для того, чтоб в будущем эти проблемы не повторялись?
- Труднее всего пришлось при организации дистанционки для школьников. Не зря Интернет заполнили и анекдотические, и реальные истории про родителей, пострадавших от неожиданного новшества в обучении детей. Для многих семей это стало двойной нагрузкой: собственная «удаленка», когда не всегда можно изолироваться от домашних и элементарно сосредоточиться, накладывалась на необходимость не только контролировать процесс учебы ребенка, но и активно участвовать в его организации. Бытующее мнение, что сейчас компьютер, ноутбук или планшет есть в каждой семье, на деле оказалось далеким от реальности. Некоторые семьи, как выяснилось, не могут себе позволить современные гаджеты, не пользуются дома Интернетом, следовательно, не имеют возможности подключиться к учебному процессу. Где-то власти или благотворительные организации пытались организовать сбор технических устройств для таких семей, где-то родители сами искали технику по знакомым и родственникам, а где-то самоустранились от проблемы.
Ненамного легче было школам. Техническая оснащенность и квалификация персонала в учебных заведениях различается не только по среднему уровню в разных регионах, но и сильно варьируется в пределах одного крупного города или субъекта РФ. Как оказалось, многие школы просто не смогли организовать полноценное удаленное обучение. Не зря регионам было разрешено завершить учебный год раньше срока – это ярче всего показывает сложность проблемы и нерешенность ее на данный момент.
Что делать, чтоб такого впредь не допустить? Нужен комплекс мер на случай повторения ситуации. Эти меры не столько сложны по исполнению, сколько требуют масштабных вложений. Может быть, какая-то государственная программа, государственная поддержка и школам, и семьям. В любом случае самостоятельно школы не смогут ничего сделать. Так же, как и семьи. Обязать всех приобрести современную технику не получится, да и финансовые возможности не позволят.
- Поскольку многие неприятности были связаны с «подвисанием» образовательных платформ и Интернет-каналов - обязательно ли участие регуляторов для решения этих моментов?
- Регулятор, вероятно, мог бы внести свой вклад и повлиять на ситуацию. Как видим, на данный момент ни школы, ни семьи, ни даже вузы не готовы на 100 % к массовому переходу на «удаленку». Фактически школам пришлось пожертвовать большим количеством учебных часов. Остались не освоены полностью учебные программы, и удастся ли наверстать упущенное в следующем учебном году, неизвестно.
Самостоятельно образование – как школьное, так более высокие уровни – не «выплывет», если ситуация с карантинными мерами повторится. Пока роль регулятора сводится к запретительно-ограничительной политике (устанавливаются нормы и правила работы разных структур в условиях пандемии, призванные противодействовать распространению вируса). Может, стоит подумать о чем-то большем – о контроле за стабильностью работы популярных онлайн-платформ, поддержке компаний, предоставляющих облачные сервисы и программное обеспечение для «удаленки» и т.д. Замечу, что многие компании – в том числе и наша - самостоятельно помогали учебным заведениям, передавая лицензионный софт для организации удаленной работы или учебы и оказывая услуги бесплатно.
- Поделитесь, пожалуйста, собственным опытом участия в проектах, так или иначе связанных с дистанционной работой образовательных учреждений.
- Мы успели поучаствовать в нескольких таких проектах. Например, к нам обратился Институт информационных наук и технологий безопасности РГГУ. У них будущие IT-специалисты изучают электронный документооборот, и в ходе практических занятий должны самостоятельно настраивать СЭД, серверную составляющую. Нашу систему «ДЕЛО» они используют для обучения, получили ее по специальной программе «Электронный документооборот – со студенческой скамьи». В рамках программы мы предоставляем наше ПО образовательным организациям по специальным условиям – использование софта в учебном процессе. Вузу требовалось организовать доступ к серверу для настройки СЭД, но предоставлять большому количеству студентов удаленный доступ в корпоративную сеть не представлялось возможным. Выход из положения нашли путем развертывания нашего веб-приложения «ДЕЛО-Web» на облачном сервисе. Студенты работали «в облаке» без рисков для IT-инфраструктуры вуза и смогли успешно попрактиковаться, сделать лабораторные работы и потом уже сдать экзамен.
Учитывая тяжелую ситуацию, в которую попали школы в период пандемии, мы расширили рамки нашей программы по поддержке образовательных организаций. Помимо акции «Академическая лицензия» (по ней мы предоставляли учебным заведениям для собственных управленческих нужд наше ПО со скидкой 50 %), мы объявили о новой акции, которую назвали «Школьная лицензия», она адресована школам, колледжам, гимназиям, лицеям и позволяет приобрести со скидкой 80 % лицензии на СЭД «ДЕЛО», EOS for SharePoint и опции к ним. По этой акции образовательные организации получили возможность развернуть у себя СЭД, которая ранее им была не по карману. А СЭД в условиях самоизоляции становится одним из важных инструментов для организации управленческого процесса.
- Как вы считаете, в каком соотношении образование ближайшего будущего могло бы сочетать в себе очные и дистанционные технологии? Школа будущего – какая она?
- Пока говорить о том, что школа будущего (в том числе отдаленного) – это исключительно дистанционные технологии обучения, преждевременно. Даже для тех курсов, которые можно организовать полностью онлайн, нужны качественно новые методики преподавания, адаптированные к категориям обучающихся – возрасту, подготовке, целям, которые преследуют слушатели, даже к качеству Интернета. Разработка таких методик – длительный процесс, и не для всех областей знаний они применимы.
Сейчас онлайн-курсы вполне успешно практикуются при профессиональной переподготовке, в дополнительном образовании, узкоспециализированных программах, при обучении персонала компаниями, при работе с техническими специалистами заказчиков. Работают таким способом и различные курсы по личностному росту и т.п. Можно сказать, что эта ниша уже сформировалась, а в будущем следует ожидать увеличения количества таких курсов и роста онлайн-аудитории.
Что же касается традиционного образования – школьного, среднего профессионального, вузовского – то, скорее всего, дистанционная составляющая будет постепенно увеличиваться. Возможно, лекционный формат в большей степени будет переходить в виртуальную среду, тогда как практические и семинарские занятия, зачеты и экзамены останутся преимущественно очными или будут сочетать обе формы. В большей степени следует ожидать увеличения доли «дистанта» при подготовке IT-специалистов, так как именно эта категория технически и по базовым знаниям лучше подготовлена к удаленному обучению.
- Большое спасибо за беседу!