Артур, расскажите, пожалуйста, о возникновении и эволюции направления HP Software.
- История возникновения HP Software достаточно интересная. Более 20 лет назад наша лаборатория разработала первый программный продукт для мониторинга сетей передачи данных и назвала его HP OpenView. Это и положило начало всей нашей линейке программного обеспечения. Мы были одними из первых в области мониторинга и управления ИТ.
Мы увидели потребность рынка в таких решениях и продолжили разрабатывать программное обеспечение. Появились системы мониторинга серверных платформ и приложений. Ну, а поскольку мы принимали и принимаем активное участие в разработке библиотеки ITIL, вопрос автоматизации основных ИТ-процессов тоже стал нам интересен. Также мы смотрим на то, что есть интересного на рынке, и иногда покупаем интересные нам компании. Мы понимаем, что новые технологии и инновации появляются постоянно. Именно так в нашем портфеле появились решения компании Mercury, компании ArcSight и многие другие.
Мы прошли уже достаточно большой путь. Я уже 14 лет в компании. Если 10 лет назад у нас было порядка 20-ти основных продуктов, то сейчас их больше 400. И это только основные продукты.
HP – компания, которой интересно приносить на этот рынок что-то новое. Мы, конечно, не забываем наши истоки. А именно то, что называлось OpenView – это мониторинг и управление ИТ-инфраструктурой. Однако сейчас мы смотрим на наш бизнес намного шире: это и облачные технологии, и безопасность, и разработка приложений, обычных и мобильных, большие данные - нам всё это интересно, мы понимаем, что за этим будущее, что мир движется в эту сторону. Перемены грядут, и поделать с этим ничего нельзя, да и не нужно.
Насколько важно, значимо это направление сейчас, какую долю в бизнесе НР занимает?
- На рынке России и стран СНГ – мы всегда занимали серьезную долю. Сейчас это порядка 27 %. На таком достаточно высоко конкурентном и серьезном рынке это очень много. Долю на мировом рынке тяжело оценить, потому что в разных регионах она разная.
Какие подразделения включены в HP Software? Какие из них наиболее интересные, перспективные?
- Когда-то давно мы назывались HP OpenView. Затем к нам вливались такие компании как Mercury, Opsware, Peregrin и много других. И было принято решение объединить все в рамках единого бренда HP Software.
Сейчас HP Software делится по направлениям: это классическое направление IT Management (все, что касается управления ИТ), направление Big Data (это наша платформа для аналитики Vertica, платформа Idel для работы с неструктурированной информацией), направление безопасности (всё для обеспечения ИТ безопасности компании – от анализа исходного кода приложений до защиты от внешних вторжений, или попыток несанкционированного доступа к информации). Еще одно направление – облачные технологии.
С облачными технологиями ситуация несколько сложнее: как известно построение и предоставление облака зависит не только от программного обеспечения. Это и аппаратные платформы, и сервисы вокруг этого. Поэтому данное направление стоит несколько особняком. Но в целом портфель выглядит именно так.
Какие наиболее интересные решения HP Software стоит упомянуть?
- Если рассказывать об облаках, то здесь всё очень интересно. Если быть абсолютно откровенным, мое мнение состоит в том, что на этапе формирование этого рынка все игроки его перегрели. Абсолютно все говорили об облаках, понимая и предоставляя под этим разные сервисы.
Соответственно на рынке возникла некоторая мешанина, люди стали путать технологии, называть виртуализацию облаком. У нас позиция очень четкая. Мы понимаем, что облако – это не просто платформа виртуализации. Это довольно серьезный программно-аппаратный комплекс, за которым стоит серьезная работа. Для простого человека, по сути, это каталог сервисов, которые позволяют заказать себе услугу, понять, что она собой представляет, сколько она стоит, как будет обеспечиваться безопасность. А вот за этим всем уже стоят отработанные процессы и технологии, которые позволят повысить общую эффективность, максимально утилизировать имеющиеся ресурсы и при этом минимизированы риски.
Я люблю говорить, что в обычной жизни мы живем в 21-м веке (посмотрите на социальные сети, доступные нам сервисы и т.д.) – там всё максимально понятно и удобно. В мире Enterprise-технологий мы живем, к сожалению, в веке 20-м, потому что есть требования безопасности, есть требования корпоративных политик. Всё это жестко регламентировано. Наша задача – привнести в мир Enterprise-технологий 21-й век, обеспечить людям удобство и комфорт, при этом не забывая о требованиях безопасности, регламентах и прочем.
Сейчас появился целый пласт очень интересных продуктов. Например, в области больших данных. Мы привносим продукты по работе с большими данными в классическую область IT Management. У нас появилось решение Operation Analytics. Есть масса всевозможных систем, которые мониторят состояние, смотрят, как себя чувствуют те или иные системы. Они отлично работают, но только тогда, когда понимают, с чем имеют дело. Их человек научил, и они знают, что за этим надо смотреть. Допустим, температура упала, надо реагировать, не упала – всё прекрасно. Однако если происходит событие, которое никак не описано, система не реагирует, для нее это событие не существует. Соответственно, это событие может привести к очень печальным последствиям. Дальше запускается механизм, когда ИТ-специалисты собираются и начинают расследовать, что произошло, как произошло, и как сделать так, чтобы это никогда не происходило.
Есть целый процесс, называется Problem Management. Зачастую это приводит к тому, что ИТ-специалисты должны обработать большие массивы данных, лог-файлы всевозможных серверов и приложений, данные по производительности со всего, что обеспечивает этот сервис или эту услугу.
И вот мы предоставляем решение, которое в себя собирает весь этот массив данных и позволяет в этом массиве осуществлять поиск, очень похожий на поиск в Google. Инструмент, который понимает семантику языка. Дальше можно еще поиграть со временем - сейчас есть модное словосочетание «машина времени». Можем подвигать ползунок и сказать: «примерно в этом промежутке времени», и посмотреть, сколько событий было, что это были за события – чтобы максимально облегчить поиск проблемы. Потому что иногда поиск проблемы может затянуться на часы, а то и на дни. Это очень сильно зависит от размера системы, от сервиса, с которым мы работаем. Соответственно, мы стараемся это время минимизировать.
На самом деле в вопросах работы с большими данными, с неструктурированными данными я вижу большое будущее. Уже сейчас они уже приходят в мир Help Desk, потому что там огромное количество информации, которую, безусловно, нужно анализировать. А сколько там задач для работы с неструктурированной информацией…
Например, оператор работает с человеком, который звонит в Help Desk и говорит: «У меня возникла проблема – я что-то нажал, у меня что-то высветилось, я не знаю, что мне с этим делать». Дальше оператор пытается выудить информацию – а что нажал, что написано на экране. Если человек не владеет английским, а про ошибку написано на английском, можно представить, как примерно они с оператором разговаривают. Совсем другая история, если человек имеет возможность сфотографировать ошибку или сделать снимок экрана, отправить эту картинку в Help Desk, и даже не оператор, а система сама распознает картинку и решит, что это, к какой системе она относится, кому назначить на «разбор полетов». А еще сможет прочитать текст, который написан на сообщении об ошибке, заполнить его в поле «описание», а снимок экрана приложить как дополнительный документ. И это можно делать уже сейчас.
На каких заказчиков, прежде всего, решения HP Software рассчитаны?
- Традиционно, «впереди планеты всей», конечно, банки и телекоммуникационные компании. Для них ИТ - это всё, это их основной бизнес. Безусловно, все возможные торговые площадки. Если смотреть на рынок промышленности, он отстает. На мой взгляд, только сейчас там начинает подниматься роль ИТ. Потому что, например, даже отгрузка вагонов со сталью зависит от того, успеет принтер напечатать накладные или не успеет. И если он вдруг встанет, понятно, что экономически ущерб, который может быть нанесен простой железкой, может быть огромен.
Каковы планы HP Software по завоеванию СМБ-сегмента? Чем планируете заинтересовать СМБ-клиентов?
- Мы сейчас стали больше внимания уделять среднему и малому бизнесу. И не потому, что мы их раньше не замечали. Просто раньше традиционно считалось, что у нас решения тяжелые, они класса предприятия. Наверное, отчасти это было правдой. Сейчас же, не в последнюю очередь благодаря облачным технологиям, мы может предлагать решения, которые могут предоставляться из облака – их не надо устанавливать, настраивать. Небольшой организации не выгодно держать своего ИТ-специалиста, который будет всё это обслуживать. Почему не предоставить возможность брать, например, систему Help Desk из облака и работать с ней? Это ведь несколько иная история. По крайней мере, так должно быть, получить услугу из облака должно быть быстро и просто.
Как, например, в Европе в мире средних и малых предприятий - они более готовы, на мой взгляд, к получению услуг из облака. Для них не составляет труда кредитной карточкой оплатить услугу и пойти дальше. У них нет таких строгих регламентирующих требований.
А в России – для себя лично мы можем покупать всё что угодно, а когда мы покупаем для организации, то должны закрывать это определенным набором документов. Вот это может приносить дополнительные сложности. Плюс, люди не доверяют еще облакам, даже от крупных производителей. Должно пройти время, ситуация должна переломиться, должны появиться примеры, когда люди «живут» в облаке и ничего страшного не происходит, данные не пропали.
Оцените, пожалуйста, значимость российского рынка для HP Software.
- Российский рынок с точки зрения программного обеспечения очень интересен. Он не «схлопывается», но меняет своё направление.
В чем отличие российских ИТ-специалистов от западных – наши специалисты всегда были очень технологичны. Они нацелены на новые технологии. Если посмотреть на западных ИТ-директоров, многие из них прошли обучение в школах бизнеса. Кто-то пришел из финансов, кто-то из бизнеса. Поэтому они смотрят на ИТ, как на бизнес. А если смотреть на ИТ, как на технологии, можно оказаться немного не готовым к тому, что рано или поздно бизнес начнет задавать вопросы экономического характера: «вы предлагаете это внедрить, а что мы после внедрения получим, сколько затратим, какая окупаемость и т.д.».
Сейчас мы наблюдаем, что люди больше обращают внимание не столько на сферу мониторинга, который уже у всех есть и худо-бедно работает, сколько на вопросы процессные и финансовые. Потому что бизнес интересует финансовая сторона дела – «если я заплачу эти деньги, что я получу через год, через два, через три?» На эти вопросы надо уметь отвечать.
А отвечать очень не просто по целому ряду причин. До сих пор не все компании понимают, что есть у них в ИТ-хозяйстве и сколько «это» стоит. У них есть аппаратные платформы, есть лицензии, с которыми обязательно идет поддержка. Сколько эта поддержка стоит – у каждого вендора своя история – всё это просчитать не просто. А если спросить, могут ли они посчитать стоимость владения системой или услугой – я знаю очень немного компаний, которые могут это сделать.
И тем более сложно принимать решение о замещении одной системы другой, если нам не понятна стоимость владения. На мой взгляд, даже принтер поменять сложно. Возьмем два принтера – большой и маленький. Маленький и печатает меньше, и чернил «кушает» больше, а большой чаще ломается. Если у нас этой истории нет, мы не можем принять обоснованное решение, какой из них лучше. Обычно мы принимаем решение в сторону большого, он как-то выглядит серьезнее.
На какие отрасли, каких заказчиков вы ориентируетесь в России?
- Мы стараемся не фокусироваться на отрасли, по крайней мере, в нашем программном обеспечении. У нас есть совсем небольшой набор продуктов, сфокусированных на определенной отрасли. Исторически есть набор решений для телекома. Он остался и развивается. Остальное ПО у нас работает в любых отраслях, потому что мы искренне считаем, что, ИТ-организация вне зависимости от того, в какой отрасли она работает, выполняет одну функцию - обеспечивает качественное предоставление ИТ-услуг. Это может быть медицина, может быть промышленность, могут быть железные дороги, всё что угодно. Процесс, технологии – все эти аспекты более или менее похожи. Люди и их компетенции - вот что делает организации по настоящему уникальными.
Наша компания работает и с госсектором, с промышленностью, с добывающими компаниями, с финансовыми и телекоммуникационными компаниями – в общем, мы открыты для взаимодействия. Безусловно, есть направления, куда идти проще, где ценность ИТ уже ясна, где нужно затрачивать меньше сил, чтобы объяснить бизнесу, зачем это нужно, какой эффект это может принести.
Есть целые пласты, которые сейчас только начинают раскачиваться. Посмотрим на тестирование. Три года назад мы говорили, что у нас основной конкурент – это нежелание тестировать программное обеспечение вообще. И разработчики, и заказчики понимали, что при тестировании можно найти ошибки, и продукт могут вернуть на дополнительную разработку, или вообще «убить» продукт. Это деньги, это необходимость обосновывать перед руководством, зачем это делаем, и т.д. Люди не очень-то этим хотели заниматься.
А сейчас люди приходят к тому, что тестированием не просто надо заниматься, это необходимо делать. Появляются службы приемки, причем везде, не только в банках – там они есть и уже давно. Эти службы появляются и в госсекторе. Есть системы – все эти «электронные города», «электронные правительства» зачастую разрабатываются внешними поставщиками, их нужно принимать на баланс, кому-то нужно за них отвечать. Никто не хочет отвечать за то, что не оттестировано. И это правильно.
Поэтому есть много интересных вещей, много идей, до которых рынок раньше еще не добрался. Например, есть процессы управления мощностями, до которых нужно дорасти, чтобы понимать: «у меня сейчас есть такое-то оборудование, на котором можно прожить еще два года, а затем мне нужно будет расширяться». Сколько это будет стоить через эти два года. Насколько применимы технологии виртуализации, насколько можно использовать облачные технологии. Это отдельная, очень сложная задача, к которой нужно долго подходить.
Приведите, пожалуйста, примеры проектов HP Software в России.
- Сейчас просто какой-то бум проектов в области больших данных. За последние полгода-год были проекты в «Глория Джинс», банке «Открытие», Avito.ru. Там это происходит настолько быстро – я давно не видел, чтобы ИТ-проект случался за 4-6 месяцев. Причем чтобы за это время он уже был реализован, работал, чтобы и речь шла о его дальнейшем развитии.
С какими российскими компаниями ведется наиболее плодотворное партнерство?
- Мы со всеми партнерами работаем абсолютно одинаково - их сознательно не делим, не делаем никаких преференций. Обычно у них внутри есть какие-то свои фокусные направления, где они чувствуют себя сильнее. Есть совершенно уникальные партнеры, которые работают, например, только в сфере больших данных. Они наработали себе серьезную экспертизу и не видят смысла распыляться и уходить куда-то еще. Здесь они топ-эксперты. Есть партнеры в области безопасности. Это отдельный пласт, здесь даже язык свой.
Лично мне интересны крупные, многоэтапные проекты. Люблю, когда рождается что-то серьезное. Какой-нибудь ситуационный центр построить – это интересно, ты понимаешь, что строишь что-то такое, чего не было раньше, а потом оно запускается и начинает приносить выгоду. Это не какая-то простая система, которую можно достать из коробки, включить, она заработала, все «похлопали в ладоши и разошлись». Это совсем другое ощущение.
Да, выгоду не всегда можно измерить в денежном эквиваленте. Иногда просто видишь, что качество работы пользователей с системой выросло. И это тоже приятно.
Хотелось бы услышать ваше экспертное мнение насчет наиболее значимых трендов на ИТ-рынке России в этом году.
- Из современных трендов в России очень бурно развиваются большие данные. Я такой динамики не видел очень давно. Облака, на мой взгляд, находятся в пока что начале такого пути, потому что люди еще опасаются их, чувствуют себя немного некомфортно.
Тем не менее, первое облако в Центральной и Восточной Европе было запущено именно в СНГ – в Белоруссии. Это облако реально работает уже третий год. Тогда в таких странах, как Польша и Чехословакия, заказчики только примерялись к облачным платформам. Так что я думаю, что облака тоже будут активно развиваться.
С безопасностью тоже всё понятно. Вопросы безопасности день ото дня становятся только острее. Традиционно в России очень сильны разработчики, они одни из самых сильных в мире. Однако и взломщики у нас одни из самых сильных в мире. Кроме того, наших разработчиков не всегда учат писать безопасный код. Когда мы говорим об аспектах безопасности, мы среди прочего еще говорим об анализе исходного кода - на предмет того, что в нем нет закладок или просто небрежности.
Мы уже говорили о тестировании. Поскольку растет волна разработки, начиная от мобильного банкинга (сейчас у всякой крупной компании есть мобильный клиент) – всё это нужно тестировать. Это направление тоже потихоньку подтягивается.
Но основные три тренда – большие данные, безопасность и облака – точно будут развиваться. Соответственно, эти вещи сейчас на волне, хотя вокруг этого происходит еще много всего интересного.
Большое спасибо!