Тенденция к импортозамещению ERP- и CRM-систем особенно актуальна для крупных игроков, у которых ранее уже были выстроены масштабные экосистемы на основе западных ИТ-решений. Сейчас, после ухода западных вендоров, локализация инфраструктуры в части ИТ – ключевой фактор обеспечения непрерывности бизнес-процессов таких компаний.
Автоматизация управления транспортом становится востребованной в условиях роста объемов онлайн-торговли, приводящему к усложнению логистических цепочек. Без автоматизации логистам невозможно решать проблемы с доставкой и эффективно конкурировать на рынке. Причем и системы мониторинга транспорта для отслеживания перемещения груза, и цифровые склады в современных условиях должны быть импортозамещенными. Решая эти задачи, некоторые компании переходят на коробочные российские решения и подстраивают бизнес под ИТ-систему. Более дальновидные игроки обращаются за разработкой ИТ-систем под свои нужды.
Ян Галатов, менеджер по продажам сообщества IW GROUP.
Фото: IW GROUP
Яркий пример: к нам обратился один из лидеров сферы логистики за комплексным решением, автоматизирующим бизнес-процессы и собирающим в единую экосистему всю инфраструктуру. Еще на этапе описания бизнес-процессов транспортно-экспедиторской компании и портов мы пришли к выводу, что автоматизация должна затронуть как процессы управления и развития компании (такие, как обработка заявок на перевалку грузов, планирование использования причалов), так и операционные и вспомогательные бизнес-процессы – вплоть до планирования железнодорожных перевозок и ведения статистики об использовании железнодорожных вагонов.
Электронный документооборот не только снижает затраты на бумагу и расходники для печати, но и ведет к сокращению ошибок в документах, ускоряет процессы, в том числе доставки товаров. Многие логистические компании до сих пор используют бумажный документооборот, хотя в электронном виде гораздо быстрее и удобнее работать с товарными накладными, путевыми листами и прочей документацией по грузоперевозкам. Сейчас наибольшее число заявок на автоматизацию документооборота поступает от представителей SMВ.
Инструменты планирования перевозок – решения, заточенные под динамическую оптимизацию маршрутов в зависимости от изменяющихся факторов. Они помогают экспедиторам избежать задержки поставок грузов.
Помимо прочего, мы как ИТ-компания видим проблему отсутствия интеграции ИТ-систем перевозчиков и грузополучателей для обмена данными между сторонами договора. Не имея такой интеграции, логистическая компания и ее клиент вынуждены обмениваться заявками и другой информацией по электронной почте или в чатах. Это усложняет процесс взаимодействия и делает его более длительным, снижает уровень корпоративной информационной безопасности при передаче банковских данных в публичных коммуникационных сервисах.
Впрочем, часть бизнес-процессов у логистов уже достаточно полно автоматизирована. Например, склады логистических компаний, как правило, уже обеспечены цифровыми решениями как в части оборудования, так и в части систем управления. Как правило, с помощью средств автоматизации ведутся все ключевые складские операции, от приемки товара и размещения его в складском комплексе до отгрузки клиенту. Это объясняется тем, что, работая с ритейлерами, логистика переняла складские решения из ритейла, а этот сектор по автоматизации – одна из наиболее продвинутых отраслей.
В первую очередь, логистические компании с помощью ИТ решили задачи по увеличению оборота на складах, оптимизировали хранение товарных запасов. По оценкам экспертов, внедрение «цифры» в управление складом позволяет им сократить расходы в общей сложности более, чем на 10%.
Игроки рынка логистики могут похвастаться не только автоматизацией складов. Есть и другие интересные кейсы. Например, «Деловые линии» стали первой российской компанией в своей отрасли, которая построила корпоративный инструмент управления автопарком с помощью системы управления транспортными перевозками (TMS). ИТ-решение помогает в организации доставки товаров. TMS оптимизирует загрузку транспорта и маршруты, что дает возможность планировать до 2 тыс. рейсов ежедневно. При этом, по данным компании, нагрузка на логистов снизилась на 10%, а число заказов, которые можно выполнить за один рейс, возросло на треть. Оперативно выводить специалистов на рабочие смены помогает инструмент по внутреннему подбору кадров.
В свою очередь, ТД «Эра», который управляет сетью «Улыбка Радуги», проводит отбор товаров с помощью автоматизированного конвейера-сортировщика. А компания Lady and Gentleman СITY для маркировки товаров применяет RFID-технологии, автоматизированную стеллажную систему по организации хранения товаров, оснащенную конвейерами и лифтами. Управление маршрутизацией грузов также ведется в автоматизированном режиме.
Сократились сроки продуктовых разработок. Работая над проектом, разработчик сперва создает MVP-модель продукта и показывает ее клиенту. Далее продукт дорабатывается силами разработчика или собственных программистов заказчика. В процессе работы применяются гибкие методологии разработки, такие, как agile-подход, привлечение выделенной команды, выполнение и приемка работ с ограничением по времени. Все это дает возможность оперативно испытывать решение на практике, находить и устранять ошибки. Ход таких проектов становится понятнее для клиента, а сроки их реализации составляют 3-6 месяцев. Для сравнения: раньше аналогичные проекты занимали 8-14 месяцев.
Выросли требования заказчиков к готовности продукта. Логисты хотят получить от разработчиков услугу не только качественную и эффективную для бизнеса, но и недорогую и не затратную по времени. Работа заказчика и ИТ-разработчика часто строится следующим образом: заказчик максимально четко формулирует свои проблемы и бизнес-потребности, а команда ИТ-разработки реализует решение поставленных задач и несет ответственность не за выполненное техническое задание, а за результат проекта.
Сейчас на рынке логистики нет спроса на ИТ-специалистов, занимающихся устаревшими технологиями или самописными программами. Логисты хотят сотрудничать с разработчиками, которые могут придумать и реализовать оптимальные современные решения для упрощения и улучшения логистических цепочек от отправителя до конечного получателя. Такие ИТ-специалисты очень востребованы на рынке логистических услуг. Причем наблюдается высокий запрос на разные ИТ-специализации: от работы с базами данных и бэкенд-разработки до аналитики и интеграции решений. В области работы с данными и быстрого освоения новых контекстов часто кроются пути решения сложных бизнес-проблем логистики.
Также сохраняется высокий спрос на поиск ИТ-команд под внутренний проект. В условиях дефицита кадров логистическим компаниям становится непросто самостоятельно найти специалистов с нужными компетенциями и сформировать из них эффективный коллектив. Привлечение готовых команд позволяет игрокам сферы логистики быстрее запустить проект, сохранить внутренний контроль над разработкой и одновременно оптимизировать затраты на оплату труда высококвалифицированных ИТ-специалистов.
Любая логистическая компания, которая хочет быть устойчивой и инновационной, должна стремиться к постоянному развитию в направлении ИТ. Автоматизация бизнес-процессов с помощью специализированных решений может повысить точность планирования до 20%, а трудозатраты на планирование сократить в 2-4 раза.
Для игроков российского рынка логистики настал момент, когда важно принять решение: или концентрироваться на сегодняшнем дне и автоматизировать текущие процессы, или смотреть в будущее и стратегически выбирать путь цифровой трансформации, уже сегодня закладывая через индивидуальные ИТ-решения инструменты для кратного роста бизнеса.