Навык быстрого построения коммуникаций. Стереотипный образ «нелюдимого» айтишника остался в прошлом - наступило время командной работы. На первый план выходят коммуникативные навыки, которые определяют успешность сотрудничества с коллегами, менеджментом, клиентами. Если взаимодействие внутри команды не выстроено, специалист рискует не только остаться один на один с возникшей проблемой, но и даже неправильно понять задачу. В конечном итоге это влияет и на эффективность сотрудника, и на успешность проекта в целом.
Специалистам на старте работы над новым проектом важно не только ознакомиться с его кодовой базой, правилами разработки и общими принципами, но и суметь быстро найти общий язык с коллегами. Это позволит влиться в коллектив за короткое время.
Уверенность в себе. Отсутствие страха задавать вопросы и умение отстаивать свое мнение - на втором месте среди важных soft-навыков. Неуверенный в себе специалист довольно часто не может аргументировать свои решения, даже если полностью уверен в своей правоте. При этом синдромом самозванца зачастую мучаются даже квалифицированные специалисты, за плечами которых множество успешно реализованных проектов.
Сфера IT ориентирована на бизнес и его нужды. Поэтому важно уметь задавать правильные вопросы, которые помогут выяснить у клиента его потребности и цели проекта, погрузиться в задачу. Для того чтобы создать хороший продукт, разработчику нужно понимать бизнес и проблемы заказчика. Тогда он сможет предложить оптимальный подход, а уверенность в себе и своих решениях поможет их отстоять.
Гибкость и адаптивность. Способность быстро осваивать новое, работать в условиях сжатых сроков - это навыки, необходимость в которых определило быстрое развитие IT. Во многих отраслях происходит глобальная трансформация, связанная с цифровизацией экономики, необходимостью ускоренного импортозамещения. В связи с переходом на новые продукты IT-специалисты переучиваются на актуальный стек. В таких условиях обучаемость становится одним из ключевых навыков для специалиста, который хочет развиваться в профессии, строить карьеру.
Не меньшее значение имеет и способность работать в условиях сжатых сроков. При этом важно, чтобы работа в стрессовых условиях не влияла на работоспособность и производительность.
Анна Сушкова, HR-директор IT-компании ITFB Group
Фото: ITFB Group
Существует стереотипное мнение, что для айтишников развитые soft skills не так уж и важны, и что повышенное внимание к ним - скорее мода, чем реальная необходимость. Однако мы замечаем изменения на собеседованиях почти каждый день. Сейчас в большинстве компаний используются гибкие техники разработки, например, Agile. Работа в таких условиях требует от специалистов развитых «софт скилов», хотя бы базовых. И их проверяют на первом же разговоре с кандидатом.
Еще больше увеличивает внимание к soft skills рост популярности аутстаффинга. При такой модели сотрудники IT-компании работают в рамках проекта в команде заказчика. Сотрудник должен уметь быстро адаптироваться к условиям работы в новом коллективе и на новом проекте, а значит, от него требуются развитые soft skills.
IT-компании, которые предоставляют специалистов на проекты, теперь почти на равных развивают «харды» (обучают сотрудников актуальному технологическому стеку) и прививают базовые soft skills (мастер-классы, лекции, митапы).
Среди айтишников мнения о развитых soft skills разделились. Большинство признает их важность. Например, по результатам исследования компании ITFB Group, 60 % IT-специалистов обозначили, что требования работодателей к мягким навыкам стали выше, каждый пятый заметил, что стало сложнее трудоустроиться, особенно в крупную компанию.
Мягкие навыки нередко тестируют даже на начальном этапе отбора, если на позиции предусмотрена постоянная работа в команде. Чаще всего на собеседовании проверяют реакцию на конфликтные ситуации, умение их разрешать, лояльность к работодателю, проактивность, целеустремленность, а иногда задают логические задачи.
Тем не менее, собеседование - это двухсторонний процесс, и IT-специалисты также присматриваются к работодателю. Например, обращают внимание на то, как выстроены процессы, взаимодействие с командой и внутри нее.
Заметны изменения и внутри профессиональной среды. По данным опроса, треть IT-специалистов уверены, что для успешной карьеры важны только hard skills. Четверть опрошенных согласились с тем, что работодатели стали требовательнее к «софт скилам» и ожидают от членов команды умения общаться и делать это корректно.
Интересный факт: 90 % IT-специалистов уверены, что развитые soft skills помогают расти по карьерной лестнице и увеличить заработную плату. При этом каждый четвертый считает, что развитые «софт скилы» соискателя способны увеличить зарплатное предложение в два раза и более.
Автор: Анна Сушкова, HR-директор компании ITFB Group