Ключевой темой первой сессии стал True Scoring как стратегия клиентоцентричного бизнеса. Так, в частности, вице-президент, начальник управления процессов и стандартов моделирования и машинного обучения департамента анализа данных и моделирования ВТБ Юрий Карев отметил важность баланса между конфиденциальностью и персонализацией и наличие задач, где необходима минимизация искажений технологиями защиты данных. Кроме того, много вопросов пока остается с точки зрения получения согласий от клиентов — прежде всего в силу отсутствия механизмов нативного управления ими.
На панельной дискуссии спикеры обсудили возможности аналитики на обезличенных данных, доступ к которым законодательно ограничен. В числе пожеланий регулятору, озвученных участниками, — открытие части закрытых данных кредитных историй (например, наименования банков), добавление реквизитов кредитов, чтобы кредитные истории использовались не только для просмотров, но и как платежный инструмент, и возможность идентификации клиентов по ИНН и дате рождения, а не только по паспорту, поскольку при смене паспорта история часто обнуляется.
Участники второй сессии представили прикладные кейсы применения скоринговых моделей. Начальник отдела моделирования и контроля качества скоринговых услуг Банка России Нвер Симонян рассказал о модельном подходе в целях расчета ПДН и требованиях к моделям оценки величины дохода, отметив, что ЦБ определяет три основных направления проверок качества — точность модели, ее ранжирующая способность и репрезентативность данных для построения и применения модели. Руководитель центра ML-технологий Альфа-Банка Екатерина Лазаричева и бизнес-аналитик Glowbyte Альфия Харламова поделились опытом выстраивания унифицированного процесса разработки и продуктивизации каскадов в Альфа-Банке.
На специальной сессии, посвященной партнерству банков и МСБ, спикеры обсудили способы повышения доли МСБ в экономике России, а старший проектный лидер Frank RG Дмитрий Новоченко поделился результатами исследования кредитования малого бизнеса в России. Из интересных цифр: кредитный портфель МСБ вырос за 5 лет в 2,6 раза, при этом увеличение кредитования МСБ происходило на фоне улучшения платежной дисциплины. Однако в 2024 году начала расти просрочка у ИП и микробизнеса: в самых закредитованных сегментах микробизнеса просрочка выросла до 13–24%, в самых массовых отраслях МСБ — до 11–17%.
Как сместить фокус с продукта и его продаж на клиента и его потребности? Новыми концепциями клиентоцентричного скоринга и сопутствующими проблемами поделились участники заключительной сессии Форума. Например, старший аналитик управления экосистемного кредитования Т-Банка Иван Гузеев рассказал о запуске сервиса кредитной истории в мобильном приложении, отметив такие проблемы, как отсутствие обновлений данных по кредитам в онлайн-режиме, — притом что больше 14% клиентов оформляли несколько кредитных продуктов за 3 дня, — и отсутствие наименований банков и МФО в кредитной истории.
Завершился Scoring Day выступлением международного эксперта в области В2В и В2С стратегического маркетинга Гарретта Мартина Джонстона, который поговорил с участниками конференции о клиентоцентричной трансформации бизнеса как главной движущей силе изменений в финансовой индустрии. «Все, что сегодня делают специалисты по скорингу и моделям, ИИ и машинному обучению, будет вовлечено в этот переход “глубокого понимания клиента за счет глубокого анализа данных”», — подчеркнул он, добавив, что риски игнорирования тренда клиентоцентричности, цены вопроса и последствий перехода от клиентоориентированности к клиентоцентричности в индустрии финансовых услуг могут иметь катастрофические последствия для бизнеса.
Генеральным спонсором мероприятия выступило Объединенное кредитное бюро, партнерами — MobileScoring, CleverData, Solutions, Корус Консалтинг, Spectrum Data, КБ ТехноСкор, Neoflex, МТС, Avito.