«Яндекс» для обучения нейросети нового поколения начал найм специалистов, которые умеют хорошо работать с текстами, — профессиональных редакторов, журналистов, филологов, педагогов и сотрудников других гуманитарных областей. Об этом «Известиям» рассказал представитель компании. Им будет предложено стать AI-тренерами или их руководителями, отметил он. Эти люди будут готовить эталонные тексты для обучения YaLM 2.0 — российской версии генеративной сети ChatGPT, разрабатываемой «Яндексом», отметил он. По его словам, может потребоваться несколько сотен таких специалистов.
— AI-тренер — это профессия будущего, которая требует экспертизы в области искусственного интеллекта (ИИ) и работы с текстом. Мы ищем таких специалистов, потому что разрабатываем YaLM 2.0 — нейросеть следующего поколения, которая будет работать в «Алисе», «Поиске» и других наших сервисах, — сообщил руководитель управления машинного интеллекта и исследований Алексей Гусаков. — AI-тренеры помогут нам выйти на качественно новый уровень обучения ИИ. Современные нейросети получают знания о мире из интернета, но, чтобы научиться их применять, нужен хороший тренер.
На вопрос о том, сколько компания готова платить таким специалистам, в «Яндексе» не ответили.
Для обучения нейросетей необходимо очень много качественных текстов, которые решают конкретные задачи пользователей, но в свободном доступе такого контента практически нет, отметил близкий к «Яндексу» источник. В будущем, по его прогнозу, этот «контентный голод» приведет к резкому росту спроса IT-компаний, работающих с ИИ, на услуги специалистов гуманитарного профиля. Это говорит о том, что обучение нейронных сетей — новый формат работы для миллионов профессионалов, а не их замена, как привыкли думать многие, рассуждает собеседник.
— Большие нейросети вроде той, которую делает «Яндекс», обучаются на информации из интернета — она может быть нерелевантной и некорректной. Задача AI-тренера — так обучить нейросеть, чтобы она умела отличать достоверные источники от недостоверных и меньше ошибалась, — объяснил он цель этого проекта.
Источник «Известий», знакомый с планами компании, утверждает что зарплата одного такого сотрудника «Яндекса» в Москве с учетом всех надбавок и бонусов может составлять около 150 тыс. рублей в месяц.
О том, что «Яндекс» работает над нейросетью нового поколения, «Известия» сообщали в начале этого года. Аналогичную, принадлежащую американской компании OpenAI, запустили в ноябре 2022-го. ИИ по запросу пользователя может генерировать длинные логичные и связанные тексты. Например, не просто найти для учащегося сочинения и реферат, а самостоятельно написать его. Для СМИ такие системы могут делать небольшие новостные тексты и более развернутые статьи, а для программистов — генерировать фрагменты кода ПО, отмечали участники рынка.
Способность ИИ к самообучению сильно преувеличена, его надо регулярно обучать и совершенствовать, отмечает гендиректор компании Epicstars Денис Волков.
— Сейчас, когда ИИ-модели становятся всё более изощренными, спрос на гуманитариев среди IT-компаний, естественно, растет. Поэтому в нашем штате есть сотрудники, обладающие нужными знаниями в таких областях, как филология, социология, лингвистика, маркетинг, — рассказал он «Известиям».
Примерно 50% сотрудников VK имеют нетехнические специальности, отметил представитель компании. Один из стратегических фокусов VK сейчас — улучшение качества и разнообразия контента для пользователей, а это означает повышенный спрос на специалистов, работающих с блогерами, медиа, видео и музыкой. Например, продюсеров, менеджеров проектов, креаторов, арт-директоров и моушен-дизайнеров, добавили в VK.
В IT-проектах «Ростелекома» всегда был спрос на гуманитарные профессии, рассказали в компании. Речь идет о тех профессиях, которые предполагают высокие коммуникативные навыки, интерес к работе в команде, с людьми. Специалисты с такими навыками в этой организации будут востребованы всегда, уверен ее представитель.
«Известия» направили запросы в Минтруд и Минцифры.
Тренд на привлечение гуманитариев в IT-компании, занимающиеся ИИ, действительно есть, согласен президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров.
— Есть общая надежда на то, что можно сделать бизнес, если ИИ приблизить к человеку, и тогда компетенции социологов, психологов, филологов и даже артистов здесь могут быть крайне востребованы, — считает эксперт. — Спрос на них на фоне ажиотажного интереса к ИИ действительно может быть велик и достигать тысяч человек. После того как будут выработаны стандарты, устойчивые бизнес-модели и нормативное регулирование его использования, ажиотаж спадет, но потребность IT-рынка в таких специалистах останется и будет иметь тренд к росту.
По мнению Валентина Макарова, компетенции гуманитариев позволят создавать не только эталонные тексты для нейросетей. Их опыт позволит, к примеру, создавать инструменты, угадывающие эмоции пользователей, предсказывающие поведение, полагает он.
Чтобы нейросеть могла давать максимально точные и полные ответы на запросы, ее надо тренировать практически круглосуточно, а на роли преподавателей люди гуманитарных профессий подходят больше, нежели технические специалисты, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Спрос на людей гуманитарных профессий будет носить скорее кратковременный эффект, поскольку после построения процессов нейросеть уже сможет самообучаться при незначительном контроле со стороны разработчиков, считает руководитель направления «Разрешение IT&IP споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле.
Текущий уровень развития ChatGPT говорит о том, что вскоре на рынке труда в целом упадет спрос на гуманитарные специальности и представителей вспомогательных направлений, добавил он. По его словам, уже целые блоки задач по подготовке текстов, запросов, консультаций можно поручать ИИ. Для российского рынка ChatGPT не считается совершенным инструментом, однако им вполне может стать нейросеть «Яндекса», заключает юрист.
Валерий Кодачигов