Федеральная антимонопольная служба (ФАС) в начале апреля подала в Арбитражный суд Москвы иск к американской Viasat Inc. и британской Inmarsat Global Limited, следует из картотеки дел. Ведомство оспаривает договор купли-продажи акций между этими компаниями, заключенный в ноябре 2021 года, в результате которого Viasat стала владеть Inmarsat, поскольку, как говорится в материалах дела, сделка была совершена с нарушением требований антимонопольного законодательства России.
Сделка по приобретению Inmarsat была завершена в конце мая 2023 года, ее акционеры получили $551 млн наличными и около 46,36 млн акций объединенной компании. Она была одобрена регуляторами США, Великобритании и ЕС. Что касается России, то, как говорил РБК в середине 2023 года источник, знакомый с ходом подготовки сделки, Viasat направляла ходатайство в ФАС о приобретении актива еще в начале 2022-го, но служба уведомила компанию о необходимости получения одобрения от правительственной комиссии по контролю за иностранными инвестициями, а в отведенные для этого три месяца заявка туда так и не поступила.
Представитель ФАС сообщил РБК, что Viasat не получила одобрение на приобретение 100% акций компании Connect Topco Limited (через эту структуру Viasat приобретала Inmarsat), нарушив таким образом ст. 6 закона «Об иностранных инвестициях». «В связи с этим служба провела расследование, выявила факт совершения незаконной сделки, собрала необходимые доказательства и обратилась в суд с иском о признании данной сделки недействительной», — сказал он.
Суд уже удовлетворил заявление ФАС об обеспечительных мерах по иску в виде запрета Роскомнадзору выдавать Viasat или связанным с ней компаниям лицензии на оказание услуг связи и продлевать действующие, а также запретил Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ, основной орган, который занимается распределением этого ресурса в России) выделять частоты, вносить изменения в действующие решения в отношении Viasat или аффилированных с ней компаний.
Сейчас у Viasat и Inmarsat нет ни лицензий, ни частотных присвоений в России. Ранее у «Исат Глобал Экспресс» были лицензии на услуги по предоставлению каналов связи, на передачу данных (за исключением передачи голосовой информации), а также на телематические услуги, следует из базы Роскомнадзора, но срок их действия истек в апреле 2023 года. В конце 2017 года ГКРЧ также выделяла «Исат Глобал Экспресс» на десять лет полосы частот 29500–30000 МГц и 19700–20200 МГц для использования земными станциями спутниковой связи в целях создания российского сегмента спутниковой системы Inmarsat Global Xpress, но осенью 2019 года это решение было отменено, следует из текстов решений Госкомиссии.
В заявлении об обеспечительных мерах ФАС также просила суд запретить компании Inmarsat вносить любые изменения, связанные с прекращением или приостановкой действующих соглашений с «Морсвязьспутником», в том числе касающиеся предоставления услуг связи системы «Инмарсат» на территории России, ссылаясь на «угрозу национальной безопасности», но эту часть требований суд не удовлетворил.
В настоящий момент все сделки, касающиеся приобретения или отчуждения долей или акций действующих в России иностранных компаний, должны проходить предварительное согласование в правительственной комиссии, напоминает руководитель практики «Антимонопольное право и государственный заказ» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Артем Константинов. Поскольку речь идет об операторе связи, сделка должна быть осуществлена как в соответствии с президентскими указами, так и с законом «О связи», то есть ликвидация отечественной «дочки» Inmarsat — «Исат Глобал Экспресс» — должна проходить через правкомиссию, а новый собственник Inmarsat должен был дать официальные гарантии продолжения бизнеса в России, говорит Константинов.
Руководитель спутникового оператора AltegroSky Сергей Пехтерев отметил, что в результате наложенных судом обеспечительных мер деятельность Viasat в России будет незаконна. «Но лицензий на работу в России они сейчас не имеют и работают через партнера, на него же оформлены все частоты. Ключевым тут является не решение суда, а готовность Inmarsat и далее предоставлять услуги через «Морсвязьспутник». Если они не станут это делать, судовладельцам придется искать провайдера вне России, Inmarsat же потеряет клиентов и возможность использования береговой станции во Владивостоке», — продолжает Пехтерев. Он отметил также, что поскольку Viasat — американская компания, она должна соблюдать все налагаемые властями США санкции, и если они будут введены в отношении «Морсвязьспутника», последний не сможет предоставлять услуги сети Inmarsat российским клиентам. «Лучшее решение для всех сейчас — ничего не менять в существующих бизнес-отношениях и организации связи», — резюмировал он.
Екатерина Шокурова, Анна Балашова