В 2022 году Счетная палата (СП) подчеркнула, что технологическая и архитектурная разобщенность препятствует цифровизации государственного управления и требовала более конкретной классификации ИС для выполнения обязательных норм, включая требования ФСБ и ФСТЭК по безопасности. Однако, проект Минцифры, по сути, сужает, а не расширяет список государственных ИС. Возможно, было бы целесообразно снизить требования силовых структур, но в данный момент на это рассчитывать не приходится.
Минцифры разработало поправки к закону ФЗ-149 об информации и статье 15 ФЗ-44 о государственных закупках, которые регулируют создание и последующий учет государственных ИС и уточняют типы ИС и те, которые могут считаться государственными, для четкого учета и прозрачности бюджетных расходов на них. Также были внесены обновления в определение "информационная система", учитывая современные аспекты их создания и функционирования, и введены юридические определения "электронный сервис", "цифровая платформа", "государственная цифровая платформа" и т. д.
Согласно анализу Счетной палаты за 2022 год, у государственных органов и учреждений было 630 федеральных ГИС и 512 других ИС, в среднем около десяти на каждое учреждение, с общими затратами на них около 300 миллиардов рублей. Она требовала оптимизировать их количество, заменив их платформенными решениями, избавиться от дублирования их функциональности и связанных с этим расходов.
По мнению Счетной полоты, еще одной проблемой является отсутствие технологического и архитектурного единообразия ГИС, а также противоречивость и изолированность данных, хранящихся в них, что делает невозможным использование этой информации для принятия управленческих решений и затрудняет синхронизацию планов развития и взаимную интеграцию ГИС.
Согласно данным Счетной палаты, 390 из 630 фактически государственных систем не имеют этого статуса и для них не обеспечивается выполнение требований, включая требования к безопасности информации. Постановление правительства №676 от 6 июля 2015 года предусматривает необходимость выполнения ГИС требований ФСБ и ФСТЭК к защите данных. Глава комитета по информационной безопасности АРПП "Отечественный софт", директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов считает, что невозможно однозначно рассуждать о влиянии уклонения от требований к защите информации на ускорение процессов работы над ГИС, поскольку все зависит от архитектуры и технологического стека создаваемой информационной системы. По его мнению, принятие законопроекта Минцифры позволит ускорить внедрение цифровых технологий в экономике и госуправлении. Законопроект направлен на создание единого ландшафта ГИС и предоставление возможности правительству применять принципы доказательной государственной политики, основанной на данных, которые централизованно и связанно обрабатываются растущим массивом ГИС под управлением верхнеуровневых автоматических систем: ГАС "Управление" и "Электронный бюджет".
Актуальность проекта поправок, предложенного Минцифрой, подчеркивает генеральный директор Агентства трансформации и развития экономики Владислав Онищенко. Он указывает на то, что текущая регуляторная база, основанная на устаревшей системе понятий, не соответствует современной бизнес-логике IT-индустрии и препятствует использованию эффективных практик и современных подходов в государственном секторе. Реализация законопроекта, по его мнению, поможет решить эту проблему.
Людмила Богатырева, руководитель IT-подразделения агентства "Полилог", также поддерживает идею предложенных изменений. Она отмечает, что в процессе цифровой трансформации государства возникают новые "цифровые сущности", такие как "цифровая платформа", "электронный сервис" и другие, которые, однако, не были закреплены в федеральном законодательстве, что, по ее словам, необходимо для эффективного исполнения поручений президента и правительства.
Андрей Гусев, управляющий партнер адвокатского бюро Nordic Star, обращает внимание на недостатки существующей системы создания и учета ГИС, включая низкую эффективность, высокую стоимость и зависимость от иностранных технологий. Законопроект, по его мнению, направлен на устранение этих проблем. Тем не менее, Гусев отмечает, что эффект от законопроекта будет во многом зависеть от качества его реализации.