Законопроекты должны фиксировать изменения, которые планируется внести в следующие федеральные законы: «О почтовой связи», «О связи», «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», «О национальной платежной системе».
Также законопроектами планируется внесение изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации — в ней устанавливается порядок подтверждения права на применение нулевой налоговой ставки.
Еще запланированы изменения в текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Часть постановлений коснется провайдеров хостинга, включения и исключения их из перечня провайдеров, а также Правил формирования и ведения реестра провайдеров хостинга.
Готовится постановление о пилотном проекте, ускоряющем сотрудничество между государственными органами в сфере противодействия цифровым мошенникам.
Изменения планируется внести в постановления Правительства РФ, относящихся к Центрам компетенций по импортозамещению в ИКТ и по новым производственным технологиям, а также к предустановке отечественного ПО на компьютеры, гаджеты и сложную бытовую технику.
Планируется изменить постановлениями и некоторые акты Правительства РФ в областях подтверждения биометрических данных, оформления карт болельщиков, виртуальных социальных карт.
Еще два постановления должны регулировать область госконтроля за обработкой персональных данных и утверждать особенности их обработки без использования средств автоматизации.
Из приказов три касаются почтовой связи — в одном описывается порядок ведения раздельного учета доходов и расходов, в другом — нормативы по сбору, перевозке и доставке корреспонденции, в третьем — изменение правил оказания почтовых услуг.
Также планируется утвердить Административный регламент по предоставлению госуслуги по оформлению карт болельщиков, внести изменения в Порядок обработки биометрических персданных и утвердить дополнительные требования к официальным сайтам российских ИТ-организаций.
Так, в декабре 2024 года Минцифры запланировало взяться за Почту России и всерьез заняться ее «спасением» — стало известно, что несмотря на оптимизацию процессов и сокращение количества административных сотрудников, выручка за последние четыре года выросла всего на 8%. Это произошло на фоне снижения общего объема пересылаемых посылок — часть его перешла в маркетплейсы, еще от одной части получателям пришло отказаться в свете невозможности проводить оплаты в зарубежных магазинах.
В свете этого предполагалось разработать законопроект, вводящий в оборот электронные заказные письма, обретающие юридически значимый статус, а также обеспечивающий «Почте России» монополию на их электронную доставку пользователям в личные кабинеты «Госуслуг». Такие сообщения должны отправляться на платной основе, что обеспечит «Почте России» дополнительную статью доходов.
Рассматривалось и снятие ограничений с «Почты России» на открытие пунктов выдачи заказов по франшизе и привлечение самозанятых — сейчас это невозможно, что увеличивает конкурентные преимущества маркетплейсов, отвоевывающих все большую долю рынка доставок.
В ноябре Минцифры сообщало, что планирует дополнить перечень сведений о провайдерах информацией о вычислительной мощности и производительности их ИТ-инфраструктуры. Кроме того, в перечень должна попасть и информация о лицах, которым эти мощности предоставляются, а по запросу Роскомнадзора хостинг-провайдеры в течение четырех часов должны раскрыть информацию о стране выдачи документов, если клиент является физическим лицом, и наименование, ИНН, сетевые адреса и доменные имена, выданные провайдером, если клиент представлен юридическим лицом, российским или иностранным.
Правда, как пояснили в Минцифры, сведения могут быть запрошены только в случае подозрительной активности, чреватой угрозой устойчивости сети.
С 1 февраля 2024 года хостинг провайдеры уже потеряли право оказывать услуги гражданам, если они не занесены в реестр Роскомнадзора, теперь этот перечень должен пополниться дополнительными сведениями, зачастую весьма чувствительными для коммерческих клиентов.
В январе 2025 года Минцифры предложило начать оформление карты болельщика (FAN ID) во всех МФЦ страны.
Сегодня в МФЦ карты можно оформить только в отдельных регионах — в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Московской, Воронежской, Оренбургской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Нижегородской, Сахалинской областях, Татарстане, Дагестане.
По состоянию на октябрь 2023 оформить карту болельщика можно было в 58 МФЦ Санкт-Петербурга, к маю 2024 года все МФЦ города на Неве выказали готовность к оформлению FAN ID. На сегодня в Петербурге работают 97 мультифункциональных центров.
Впрочем, предложение вовсе отменить карту болельщика также звучало неоднократно — высказывалось предположение даже, что карта будет отменена уже в 2025 году.
Тем не менее, пока что с 1 марта 2025 года, напротив, вступает в силу постановление, требующее, чтобы информация о персонифицированных картах болельщика подписывалась УКЭП оператора информационной системы идентификации болельщиков. Изначально требование должно было начать действовать с 1 сентября 2023 года, но постановлением Правительства РФ было перенесено на март 2025 года.
Перечень важных изменений, касающихся биометрических данных граждан: уже с января 2025 года действуют две формы получения согласия на размещение и обработку биометрических данных — согласие можно дать как в бумажном виде, так и в электронном.
С 30 мая 2025 года ужесточаются штрафы за нарушения порядка хранения и обработки персональных данных - в частности, за утечку таких данных штрафы для юридических лиц могут составить до 20 млн рублей, а в случае повторных нарушений могут назначаться штрафы и до 500 млн рублей.
С 30 июня 2025 года цифровой профиль на основе биометрических данных будут формировать для каждого иностранца, въезжающего в РФ.
А с 1 сентября 2025 года будет расширен перечень случаев, когда биометрия может обрабатываться без согласия владельца — к примеру, поводом к этому может послужить уголовное расследование.