Осенью 2021 г. ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") продало АО "Национальная башенная компания" (НБК) группе компаний "Сервис-Телеком" за 70,65 млрд руб. При этом "Билайн" стал платить НБК за размещение телеком-оборудования на ее башнях больше, чем ранее. Об этом говорит выручка НБК, которая в 2022 г. выросла почти в два раза по сравнению с 2021 г. - 9,1 млрд руб. против 5,6 млрд руб. Исходя из финансовой отчетности, опубликованной на сайте bo.nalog.ru, с 2018 г. по 2021 г. выручка компании менялась незначительно (от 5,2 млрд руб. до 5,6 млрд руб.)
Генеральный директор ПАО "ВымпелКом" Александр Торбахов отметил, что "Билайн" только выиграл от продажи НБК. "Мы очень довольны результатом сделки, которая позволила монетизировать актив с мультипликатором EV/Ebitda, превышающим х11 (тогда как мультипликатор телекома не превышает х4), и вложить высвобожденные средства в развитие профильного бизнеса", - сказал он.
Также Александр Торбахов рассказал о причинах продажи НБК: "Ожесточенная конкуренция между операторами зачастую выливалась в абсурд, когда в одной и той же локации каждый тратил огромные деньги на строительство собственной башни, вместо того, чтобы скооперироваться и вместе размещаться на одной. Как итог, чуть ли не в каждом картофельном поле возник лес из нескольких башен. "ВымпелКом", как и другие операторы, увидел эту неэффективность и понял, что на самом деле ее можно сделать возможностью. Мы приняли решение о выделении, а позже и о продаже башенной инфраструктуры независимому башенному оператору, сформировав рынок и позволив ему самому разобраться с этой неэффективностью. Теперь операторы платят за каждое размещение по рыночным ценам и более ответственно подходят к инвестициям в инфраструктуру".
Помимо "Билайна" из "большой четверки" операторов связи башенный бизнес в 2022 г. продал ПАО "МегаФон". Генеральный директор консалтингового агентства "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов назвал продажу башенного бизнеса устоявшимся трендом: "Продажа башенной инфраструктуры - это международный тренд. Операторы зарабатывают деньги на сделке и затем высвобождают организационные ресурсы, сосредотачиваются на основных задачах: поддержание работы телекоммуникационной сети и оказании услуг".
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин поддерживает тенденцию операторов по продаже башенного бизнеса: "На сегодняшний день башенные активы неинтересны для операторов, потому что это дополнительные расходы. Тенденция по продаже башенного бизнеса прошла. Практически все операторы продали активы. И на сегодняшний день мы имеем разделение труда: антенно-мачтовыми сооружениями занимаются одни компании, а операторы обслуживают оборудование. Это правильное разделение, ведь когда вы внутри себя держите огромную инфраструктуру под это, накладные расходы очень высоки. Проще экономить, и это делают практически все компании".
Однако, ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ООО "Т2 Мобайл" (Tele2) по-прежнему владеют антенно-мачтовой инфраструктурой.
"В целях повышения эффективности мы объединили башенные активы с "Ростелекомом" в единый портфель и рассматриваем разные варианты управления им. Наша башенная компания "Пилар" предлагает в аренду места на технологических площадках с антенно-мачтовыми сооружениями высотой до 250 м. Ее портфель превышает 18 тыс. объектов на территории РФ. По нашему мнению операторы должны двигаться в сторону шеринга инфраструктуры, что позволит оптимизировать затраты и сохранять доступную стоимость услуг для абонентов", - рассказал корреспонденту ComNews представитель пресс-службы Tele2.
Представитель пресс-службы МТС сообщил, что компания ведет переговоры с потенциальными инвесторами: "В 2021 г. МТС выделила в 100% дочернюю компанию ООО "БИК" более 23 тыс. антенно-мачтовых сооружений, чтобы улучшить управление башенной инфраструктурой и сделать ее интересной для инвестиций. Мы продолжаем владеть этой компанией, при этом рассматриваем различные сценарии, видим интерес к активу и общаемся с потенциальными инвесторами".
Павел Королев