Сервис «Платформа» — аналог американского видеохостинга YouTube — разработала российская IT-компания Rteam, занимающаяся программными решениями. Он был представлен Региональным общественным центром интернет-технологий (РОЦИТ). При этом ранее в России уже были запущены сервисы, которые могут выступать в качестве замены американской платформы, в частности RuTube и «VK Видео».
Однако «Платформа» предлагает интерфейс и функционал, приближенные к YouTube. Там реализована система рекомендаций, а также инструменты продвижения и аналитики для блогеров. Видеоролики доступны пользователям в разрешении вплоть до 4К с субтитрами — в их системе есть опция распознавания как русского, так и английского языка.
Кроме того, у сервиса будет формат коротких роликов — аналог Shorts на YouTube. При этом система модерации «Платформы» будет ограничивать контент, нарушающий российское законодательство или содержащий антироссийскую риторику.
Между тем на фоне запуска нового российского сервиса зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин написал в своем Telegram-канале, что вариант с замедлением скорости работы YouTube в России кажется более реалистичным, чем полная блокировка сервиса. Это может сыграть на руку «Платформе»: гендиректор Rteam Андрей Талызин ранее заявлял, что в настоящее время российский видеохостинг может выдерживать 240 тыс. запросов в секунду.
Как говорит в беседе с «Известиями» партнер практики «Цифровая трансформация» консалтинговой компании Strategy Partners Сергей Кудряшов, блокировка YouTube в России сегодня не исключена. При этом в стране уже созданы аналогичные сервисы, которые за последние годы существенно продвинулись, но пока не являются полноценными аналогами американского видеохостинга.
— Это связано, во-первых, с тем, что YouTube накопил колоссальный объем контента, в том числе на русском языке, — это своего рода энциклопедия, — говорит эксперт. — При блокировке доступ к информации пропадет, и это важная проблема.
Кроме того, по словам Сергея Кудряшова, YouTube силен своими алгоритмами, причем реализация подобных настроек важна и в его российских аналогах. В то же время интернет-аналитик и эксперт компании «Газинформсервис» Марина Пробетс отмечает, что зарубежные платформы, включая американский видеохостинг, в последнее время стали предметом политических инструментов и ограничений.
Именно поэтому в России возник запрос на создание собственной альтернативы таким иностранным сервисам — с этим и связан запуск «Платформы».
— Развитие собственного видеохостинга поможет стимулировать рост российского рынка онлайн-контента, создать новые рабочие места и поддержать отечественных блогеров, — считает специалист. — Это шаг в сторону диверсификации рынка и укрепления позиций России в цифровой сфере.
Основатель маркетингового агентства PRO M8 Регина Яковлева отмечает, что у «Платформы» виден высокий уровень проработки с точки зрения заявленных характеристик и функциональности, которая во многом схожа с YouTube.
При этом, по словам Яковлевой, российский ресурс обладает определенными преимуществами, которых сейчас нет на YouTube. Во-первых, это возможность монетизации для блогеров, что очень актуально сегодня. А во-вторых, на новых платформах эффективно запускать с нуля проекты, создатели которых смогут развиваться намного легче и быстрее, чем на ресурсах с высокой конкуренцией.
Видеохостинг «Платформа» может предоставить юзерам доступ к контенту, созданному российскими блогерами, и такой контент, лишенный западной цензуры, вполне может быть более актуален и интересен для аудитории в России, рассказывает Марина Пробетс. Кроме того, не исключено, что новый видеохостинг со временем предложит дополнительные функции, отсутствующие на YouTube, — например, новые инструменты для создания и монтажа видео.
— Также «Платформа» может предложить более лояльную политику модерации контента и тем самым привлечь некоторых пользователей, особенно тех, кто не согласен с политикой YouTube, — объясняет собеседница «Известий».
В свою очередь, Регина Яковлева считает, что для авторов преимуществами «Платформы» станут безопасность и стабильность, поскольку существует возможность перенести собственный контент с других площадок и быть уверенным в бесперебойном доступе к ресурсу, а также в защите от внешних ограничений.
Кроме того, если авторы роликов зайдут на «Платформу» с первых дней, то смогут быстро набирать просмотры и охваты, увеличивая количество подписчиков и лояльной аудитории. А еще у авторов будет хорошая возможность монетизации и рестриминга с других соцсетей.
— Для успешной конкуренции «Платформе» нужно разрабатывать и внедрять новые функции, делающие ее более удобной и интересной для пользователей по сравнению с YouTube, — говорит Марина Пробетс. — Также видеохостинг должен обеспечить стабильную и надежную работу сервиса и то главное, за что любят YouTube, — отточенные рекомендации.
С самого первого дня важно выстроить контентную стратегию с привлечением интересных авторов и лидеров мнений, дополняет Регина Яковлева. У авторов должна быть мотивация для создания уникальных роликов, чтобы на «Платформе» не было кросс-постинга с другими площадками, — необходим оригинальный контент, за которым захочется идти именно на эту площадку.
Между тем, по словам экспертов, опрошенных «Известиями», разработчики «Платформы» после запуска сервиса могут столкнуться и с определенными сложностями. В частности, по словам Сергея Кудряшова, российские сервисы в силу ограниченности охватов пока не могут предложить уровень монетизации, сопоставимый с тем, который ранее предоставлял YouTube для пользователей из России.
— Важно понимать, что для успешной работы видеосервиса главное — это объем контента и алгоритмы его подбора, — говорит собеседник «Известий». — Однако за один-два года сделать качественный продукт согласно этим параметрам невозможно, здесь требуются время и ресурсы.
Также Сергей Кудряшов обращает внимание, что на первом этапе легкость поиска — один из самых главных параметров успешного запуска любого видеохостинга. Однако «Платформу» пока тяжело найти на поисковых сайтах. В свою очередь, Марина Пробетс считает, что сложнее всего будет убедить зрителей и блогеров, что «Платформа» отвечает всем условиям, к которым они привыкли.
Многие попросту будут сомневаться в необходимости перехода на новую площадку, поэтому ее создателям нужно понять, как мотивировать людей пользоваться новым видеохостингом, добавляет Регина Яковлева. Поэтому «Платформе» понадобится быстрое наполнение интересным и качественным контентом, что также может стать проблемой наряду с необходимостью стремительного наращивания аудитории и конкуренции с уже получившими популярность площадками, в том числе российскими.
— Разработчикам «Платформы» важно быть гибкими и быстро реагировать на отзывы пользователей, чтобы площадка постоянно дорабатывалась и наполнялась качественным контентом, способным привлекать и переманивать аудиторию с других подобных ресурсов, — подчеркивает специалист.
Дмитрий Булгаков