Россияне выберут «легендарные» ИТ-бренды вместе с «Комсомольской правдой»

Издание «Комсомольская правда» уже в пятый раз запускает проект по поддержке российских брендов, призывающий россиян отметить любимых производителей, поставщиков товаров, услуг и зрелищ – тех, кто играет важную роль в жизни потребителей. Кореспондент spbIT.ru расскажет о брендах из сферы ИТ и телекома, вошедших в проект.

Интернет-голосование, в котором потребители выбирают пятьдесят лучших брендов 2023 года, проходит до конца января. У каждого есть возможность поддержать компании, которые он считает наиболее достойными на рынке. Бренды, набравшие наибольшее количество голосов, получат призы и подарки от издания, а также поучаствуют в церемонии награждения, на которую традиционно приглашаются звезды эстрады.

Итоги предыдущего голосования

В голосовании 2022 года приняли участие 4 млн 180 тыс пользователей. В перечне победителей оказались, как и обещали организаторы, 50 брендов среди давно зарекомендовавших себя компаний. Отдельно были вручены дипломы пяти победителям, представлявшим «молодое поколение» компаний – в номинации «Легенды будущего» были представлены проекты, которые недавно вышли на рынок, но уже успели завоевать любовь и доверие пользователей.

В частности, в прошлом году в число лидеров вошли «Газпром», «Сбербанк» и «Газпромбанк», Авито, «Лаборатория Касперского», «большая четверка» мобильных операторов (билайн, МТС, МегаФон, и Tele2), «Роскосмос», «Яндекс», а также московский онлайн-магазин «Утконос Онлайн» и проект для молодежи «Пушкинская карта».

50 легендарных брендов 2023 года

В нынешнем голосовании принимают участие более сотни проектов. Прием заявок начался летом, 20 июня 2023 года, и продолжался до конца декабря 2023 года.

В этом году конкурс обещает быть еще более жарким и насыщенным: на момент создания данного материала за лучшие бренды проголосовали уже почти 5 млн россиян (4,87 млн). До завершения голосования еще чуть больше недели: свой выбор любимых компаний можно сделать до 31 января.

Борьба за внимание пользователей проходит в двух основных номинациях: «Легендарные бренды с историей» – это организации, появившиеся до 1991 года, то есть еще в Советском Союзе; и «Современные легендарные бренды» – компании, вышедшие на рынок после 1991 года. Дополнительная номинация – «Легенды будущего», в которую входят совсем юные бренды, – содержит всего пять номинантов.

ИТ-проекты, принимающие участие в юбилейном сезоне премии

Среди компаний, зарегистрированных еще в Союзе, – ВТБ. Впрочем, компания возникла уже на закате СССР и была основана под другим названием. Появившаяся в 1990 году, до 2006 года она была известна гражданам как Внешторгбанк. Сегодня ВТБ по праву можно причислить к передовым ИТ-проектам: это и современные методы обслуживания клиентов, и собственный оператор мобильной связи ВТБ Мобайл, и одно из наиболее защищенных мобильных приложений для клиентов ВТБ Онлайн (его аудитория, к слову, к январю 2024 года превысила 18 млн человек).

Еще один банк, занимающий достойное место в числе лидеров рынка, – Росбанк. В результате 30-летней деятельности банк вошел в топ-3 частных банков по объему кредитования в области ипотеки и автокредитов, наладил сотрудничество с 10 тыс. корпоративных клиентов и 1,5 млн частных лиц. Малый бизнес также активно пользуется услугами Росбанка: 80 тыс. клиентов-небольших организаций выбирают именно его. Из последних ИТ-достижений – гран-при премии в области HR «Хрустальная пирамида 2023» в номинации «Технологическое решение года».

К «старожилам» среди российских брендов относится и популярнейшая (по крайней мере, в недалеком прошлом) игра «Тетрис». Изобрел ее советский программист Алексей Пажитнов в 1984 году, после чего очень быстро получил мировую популярность: складывать фигурки из четырех кубиков в «стакан» так, чтобы не оставалось пробелов, хотели все – от школьников до людей почтенного возраста. В игру можно было играть не только на персональных компьютерах, но и с помощью различных устройств: под нее выделялись специальные игровые автоматы, в «Тетрис» играли на приставках, на ее основе выпускались электронные карманные игры, позднее игра стала появляться сначала на кнопочных телефонах, а потом и на различных мобильных устройствах: наладонниках, смартфонах, планшетах и т. д.

Следующий претендент уже из современных трендов: это графическая нейросеть Kandinsky 2.1, разработанная в Sber Ai – подразделении Сбера. Благодаря ей можно генерировать новые изображения на основе обработанных нейросетью по текстовым запросам пользователя. Текущая версия появилась весной 2023 года и сразу же вызвала огромный интерес: меньше, чем за неделю, ею было сгенерировано более 10 миллионов иллюстраций. Использовать генератор изображений можно бесплатно.

Среди современных компаний продолжает набирать обороты мессенджер, созданный автором соцсети ВКонтакте Павлом Дуровым, – Telegram. В 2023 мессенджеру исполнилось десять лет. Сегодня он является самым популярным в мире российским приложением для обмена сообщениями, причем это могут быть видеоролики, аудиосообщения или текст, можно прикреплять и файлы различного формата. Здесь же пользователи могут смотреть новости, подписываясь на каналы компаний или друзей. Число пользователей во всем мире, использующих мессенджер постоянно, – свыше 700 млн. Основным функционалом мессенджера можно пользоваться бесплатно, в то же время есть опции, доступные только для premium-клиентов по платной подписке.

Сервис «Домклик», попавший в список для голосования, также давно вошел в жизнь россиян. Это очередной ИТ-проект Сбера. С помощью него можно купить или продать дом, квартиру, комнату, аппартаменты, получить консультацию по ипотеке, подобрать оптимальные условия по кредиту, а также получить оценку недвижимости. Компания известна также тем, что выпускает многочисленные расширенные отчеты по тенденциям рынка недвижимости и ипотечному кредитованию. Онлайн-площадку посещают каждый месяц свыше 13 млн пользователей.

«Лаборатория Касперского» защищает устройства пользователей от вирусных программ и атак злоумышленников с 1997 года. Продукция компании имеет международный спрос: во всем мире ею пользуются 400 млн потребителей, а также 240 тыс. компаний. Кроме защитного программного обеспечения, команда также разрабатывает обучающие программы для молодежи. В последние годы «Лаборатория Касперского» активно продвигает собственную «кибериммунную» операционную систему KasperskyOS.

Платежная система «Мир» была разработана в России на фоне международных санкций, начавшихся после 2014 года. Теперь с помощью национальной платежной системы проводятся все платежные операции в России. На лето 2023 года в стране было выпущено свыше 200 млн карт «Мир», и эти карты стали основными для 42% граждан. Несмотря на политическую ситуацию, помимо России, карты «Мир» уже принимаются и обслуживаются в некоторых зарубежных странах.

С уходом из страны Booking и AirBNB особенно стали набирать популярность российские сервисы бронирования жилья, хотя и до этого они активно развивались. В рейтинге «Комсомолки» их представляют «Суточно.ру» и Ostrovok.ru. «Суточно.ру» зародился в Ульяновске в 2011 году, на сайте можно оставлять и изучать отзывы на бронируемое жилье, а за использование сервиса начисляется кэшбек. В базе около 200 000 вариантов размещения, как на территории России, так и в других странах.

Ostrovok.ru также существует с 2011 года, в базе сегодня в 2 млн гостиниц, отелей, квартир, домов и апартаментов, а услугами сайта пользуются примерно 5 млн путешественников в месяц. Кроме жилья, на сайте можно забронировать авиабилеты и другие услуги для туристов.

Также путешественники могут подыскивать жилье для аренды или продажи, а также сдавать и продавать собственное на сайте Avito. Впрочем, Авито не ограничиватся какой-то одной сферой – сегодня это классифайд №1 в мире, где успешно сосуществуют пять вертикалей: Работа, Услуги, Недвижимость, Авто и Товары. Пользователи каждый день добавляют около 900 тыс. объявлений, а ежемесячная аудитория достигает 60 млн человек.

Из других веб-сервисов в рейтинге «Комсомолки» отмечен бренд «Автокод». Этот сервис подбора и проверки автомобилей существует на рынке с 2012 года.

«Триколор», также претендующий на звание легендарного бренда, с 2005 года обеспечивает возможность просмотра телевизионных каналов по спутниковой связи, что особенно актуально в труднодоступных геолокациях. Спутниковым телевидением оператора чаще всего пользуются дачники и жители частных домов. В целом сегодня предпочтение ему отдают 12 млн семей.

Среди телеканалов, которые можно посмотреть как по обычному, так и по спутниковому телевидению, – круглосуточный канал «Моя планета», существующий в эфире с 2009 года и быстро занявший топовое место среди познавательных российских каналов. Телезрители смогут узнать различные факты о нашей и других планетах и звездах, познакомиться с повадками животных, традициями разных народов, а также побывать вместе с операторами в самых загадочных уголках Земли. Этот бренд так же представлен в рейтинге КП.

Смотреть каналы по спутниковому телевидению, как и по обычному, невозможно, не приобретя приставку и сам телевизор. Одним из наиболее известных продавцов электроники и бытовой техники сегодня является торговая сеть «М.Видео». Ритейлер отпраздновал в 2023 году 30-летний юбилей, охватив с момента основания 350 российских населенных пунктов и разместив там более 600 своих гипермаркетов.

Еще одним продавцом техники является сеть магазинов «Ситилинк». Она появилась в России несколько позже – в 2008 году, однако интернет-магазин компании посещают порядка 35 млн пользователей в месяц, а магазинов и пунктов выдачи в 372 городах России открыто уже около 850. Помимо большого ассортимента – свыше 70 000 товарных наименований – компания также проявила себя как хороший работодатель.

Среди производителей бытовой техники в рейтиге КП фигурирует российская компания STARWIND, начавшая работу в 2008 году. Компания выпускает свыше 700 различных позиций, включая телевизоры, кухонную и бытовую современную технику. Среди флагманских товаров марки – планетарные миксеры, рассчитанные как на домашнее использование, так и на профессиональных кондитеров.

Также в магазинах электроники и бытовой техники можно встретить продукцию компании DIGMA PRO – это совсем новый бренд мобильных устройств, появившийся на рынке в начале 2023 года. Среди продукции компании – планшеты, моноблоки, ноутбуки. Поддержку пользователей осуществляет широкая сеть сервисных центров на территории России.

Для того, чтобы техника работала безупречно, необходимо обеспечить ей бесперебойное электропитание. Именно этим занимается следующий претендент на победу в конкурсе – Ippon. Под данным брендом производится высокотехнологичная и качественная техника, позволяющая защитить бытовые устройства от внезапных перепадов электричества или обеспечить ей запас заряда в местах, где подключение к розетке невозможно. Решения компании могут быть использованы как частными покупателями, так и целыми производствами: в ассортименте есть аккумуляторы, стабилизаторы напряжения, источники бесперебойного питания и другие продукты.

КП отметила и ИТ-компанию NAVITEL – разработчика навигационного ПО, картографии и интеллектуальных систем мониторинга для логистических и транспортных компаний.

Завершает наш список ИТ и телеком-проектов программа «Соло на клавиатуре», разработанная специально для обучения методу быстрой печати десятью пальцами Владимиром Шахиджиняном и его командой. Уже более 20 лет тренажер обучает детей и взрослых не смотреть на клавиатуру во время печати, повышая скорость и качество печати. За это время методу обучались свыше 3 млн российских пользователей ПК, многие из них помнят его с детства.

Голосование за любимые бренды продлится до 31 января 2024 года на специальном разделе сайта «Комсомольской Правды» , а подведение итогов и церемония награждения ожидаются в марте.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: бренд