На расширенном заседании комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи одобрил законопроект №387593-8, который предложил депутат Госдумы и заместитель председателя этого комитета Антон Горелкин.
Законопроект дополняет Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ "Об информации" и обязывает владельцев ресурсов, которые используют рекомендательные алгоритмы, не просто информировать об этом пользователей, но и доводить до них основные правила их работы.
Помимо этого, новое регулирование требует, чтобы правила содержали описание механизма рекомендаций и список сведений, которые собирает и использует платформа, с указанием их объема и источника получения. В случае, если ресурс умышленно нарушит законодательство РФ и не отреагирует на предупреждения, Роскомнадзор его заблокирует.
Госдума может рассмотреть законопроект в первом чтении до конца весенней сессии - до 30 июля 2023 г.
"Рекомендательные сервисы способны манипулировать мнением людей, склонять их к определенной точке зрения и углублять уже существующие убеждения. Понятие рексервисов фактически отсутствовало в правовом поле, и законопроект призван исправить эту ситуацию", - считает председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Заместитель руководителя Роскомнадзора Милош Вагнер заявил, что ведомство поддерживает инициативу, поскольку она направлена на защиту граждан. По его мнению, пользователи редко понимают, как платформы распоряжаются их персональными данными и почему в ленте появляется тот или иной контент: "В этих условиях регулирование технологий, позволяющих владельцам ресурса персонифицировать предоставление контента, вплоть до манипуляций и погружения в "информационный пузырь", актуально и своевременно".
Представители цифрового бизнеса отметили гибкость, проявленную законодателями при подготовке проекта закона. Так, от первоначального замысла "кнопки отключения алгоритмов" депутаты решили отказаться.
"Нашим пользователям алгоритмы помогают делать покупки быстро и удобно. Без рекомендательных алгоритмов маркетплейсы превратятся в доски объявлений образца середины 2010-х гг. Мы готовы добросовестно исполнять требования закона, когда он будет принят", - заявил Алексей Минаев, заместитель управляющего директора ООО "Интернет Решения" (бренд OZON).
Директор по работе с государственными органами ООО "Яндекс" Игорь Алексеев указал на технические моменты в законопроекте, которые необходимо доработать с учетом рекламных технологий. По текущей версии законопроекта, правила работы рекомендательных алгоритмов требуется разместить на сайте третьего лица, где размещена реклама. Однако технология показа рекламы в отдельных форматах и на некоторых сервисах с использованием рекламных сетей "Яндекса" не дает возможность это сделать.
"Мы попросили технической правки, чтобы была предусмотрена возможность оставлять ссылку о правилах алгоритма на рекламном объявлении, а не на сайте третьих лиц, который не использует рекомендательные алгоритмы", - добавил Игорь Алексеев.
Виктор Рыков, адвокат коллегии адвокатов "Пэн энд Пэйпер" (КА Pen & Paper), считает, что предложение "Яндекса" оправданно: "Полагаю, что публикация ссылки на уже разработанные правила, опубликованные одним сервис-провайдером, когда его сервис напрямую доступен клиентам другой компании, является разумным способом информирования пользователей о применяемых рекомендательных технологиях. Ведь цель не в том, чтобы документ обязательно находился по определенному адресу в Сети, а в том, чтобы он был легкодоступен и понятен пользователю".
Председатель Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев сообщил, что идею регулировать рекомендательные сервисы в России члены ассоциации предложили еще четыре года назад. Более того, такие меры уже есть в Китае и странах Евросоюза, а США работают над подобным законом.
"Законопроект соответствует современным трендам защиты личности в цифровом пространстве и не возлагает на бизнес сильных обязательств, как это было в первоначальной редакции или в законах других стран. Он также соответствует тенденциям и духу цифрового времени. Однако замечания, высказанные по поводу необходимости более прозрачных правил для бизнеса и разработки рекомендаций Роскомнадзором, являются важными, и их следует учитывать при дальнейшей работе над законопроектом", - добавил Александр Журавлев.
Адвокат Виктор Рыков отметил недостатки текущей версии законопроекта: "Сложно сказать, поможет ли технический анализ рекомендательных систем, который Роскомнадзор (РКН) будет уполномочен проводить согласно п.4 ст.12 (прим. 3), достоверно выяснить наличие или отсутствие нарушений законодательства операторами таких систем. Формальные основания для проверки со стороны РКН - нарушение п.1 и 2 ст.12 (прим. 3) - описаны очень широко. Например, под формулировку "не допускать применение информационных технологий [...] в целях предоставления информации с нарушением законодательства Российской Федерации" может попадать множество действий, запрещенных в нынешний момент иными статьями ФЗ "Об информации".
Руководитель общественной организации "Роскомсвобода" (признана Минюстом России иноагентом) Артем Козлюк считает, что обязывать компании следовать некоему государственному курсу сетевых рекомендаций контента - неэффективно: "Умиляет забота о том, что кто-то из граждан находится в "цифровом пузыре" и не может без помощи чиновника-поводыря выйти из него".
По мнению главы "Роскомсвободы", законопроект вводится, чтобы в Сети стало больше цензуры, госпропаганды и лояльного контента, который соответствует "генеральной линии партии".
"Любые интернет-площадки должны существовать на принципах саморегуляции. И общество, и пользователи сами проголосуют присутствием на этих площадках, где им комфортно и полезно находиться, а где - нет. Нужно больше горизонтальных связей и участия - многие площадки включают в системы модерации общественные советы - и меньше вертикальных директив от кого-то сверху", - добавил Артем Козлюк.
Юлия Тихонова