Этой осенью Тренинги предпринимательских компетенций стартовали в Заполярном госуниверситете на Таймыре. Студенты вуза и колледжа разных курсов здесь проходят интенсивный курс по запуску стартапов под руководством опытных специалистов в области проектного управления.
Как отмечает методолог и эксперт программ по технологическому предпринимательству, трекер Тюменского госуниверситета и один из ведущих тренингов Александр Ермаков, Заполярный университет не в первый раз участвует в мероприятиях Платформы университетского технологического предпринимательства.
«В 2022 и 2023 годах проходили акселерационные программы в рамках этого проекта. Сейчас мы перешли к тренингам предпринимательских компетенций. Это, по сути, первый шаг в мир технологического предпринимательства. Через игру мы показываем, как сгенерировать идею технологического продукта. Важно снять барьер входа, ведь многие считают, что заняться предпринимательством, предложить свою идею, создать стартап очень сложно», — сказал он.
Тренинги предпринимательских компетенций — один из базовых инструментов Платформы университетского технологического предпринимательства. Они, с одной стороны, несут просветительскую и образовательную функции: дают возможность молодым ребятам в максимально приближенных к реальным условиям попробовать себя в роли стартапера и получить базовые знания о технологическом предпринимательстве через игровой опыт. С другой стороны, для самой экосистемы развития университетского техпреда — это воронка вовлечения талантливой молодежи.
Ежегодно Тренинги проходят на базе вузов по всей стране. Их оператором в рамках Платформы является Московский физико-технический институт (МФТИ): каждый год профильный проектный офис проводит конкурсный отбор поставщиков и программ для тренингов. Например, в 2025 году аккредитовано 36 поставщиков для проведения Тренингов. В прошлом году в тренингах приняли участие более 100 тысяч студентов по всей стране, в 2025 году их будет примерно столько же.
«То, что ты получаешь на тренинге, конечно, будет полезно для любой деятельности. Некоторые наши участники после тренингов становятся даже директорами стартап-студии или основателями своих стартапов», — говорит директор Проектного офиса по организации и проведению тренингов предпринимательских компетенций МФТИ Ксения Волкова. — Есть примеры, когда в акселератор берут только студентов, которые уже прошли наши тренинги. Потому что это мотивированные ребята и они далее приходят в акселератор уже с конкретными идеями. Тренинги также очень сильно развивают соревновательную жилку. Также не нужно забывать: студенты в процессе тренинга видят других в работе. А это очень сильный нетворкинг».
Формат проведения тренингов – игровой, а сам тренинг обычно разделен на два блока: теоретический (интерактивная лекция о создании стартапа и тестирование на выявление лидерских качеств и определение роли каждого в стартапе) и практический (формирование стартап-команд, выполнение ими чек-листа по созданию своего бизнеса, подготовка и презентация демоверсии проектов).
Бизнес-тренер, CEO цифровых продуктов в образовании, управляющий партнер Distant Global Наталья Абабий считает, что идеального возраста для вовлечения в техпред не существует. «Но чем раньше студенты узнают о такой возможности, тем выше шанс того, что уже в процессе учебы они задумаются о построении своей карьерной траектории в этом направлении», — уверена она.
В 2025 году тренинги предпринимательских компетенций проходят в 87 субъектах Российской Федерации. В проекте примут участие 284 университета из всех федеральных округов страны. Всего с 2022 года участниками тренингов уже стали более 180 тысяч студентов.
Платформа университетского технологического предпринимательства запущена Минобрнауки РФ в 2022 году с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Входит в федеральный проект «Технологии» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика». Сайт https://univertechpred.ru.