По статистике Центробанка, в 2022 г. объем операций без согласия клиентов составил около 14,2 млрд руб. - это на 4,29% больше по сравнению с 2021 г. Однако количество операций без согласия клиентов в 2022 г. снизилось на 15,31% по сравнению с 2021 г.
Основной акцент в стратегическом документе сделан на защите прав потребителей финансовых услуг и повышении уровня доверия к цифровым технологиям. Однако в качестве одной из мер по совершению операций без согласия клиентов Центробанк предложил развивать взаимодействие телефонных операторов и финансовых организаций. Цель - снизить риски несанкционированных операций, осуществляемых с использованием приемов социальной инженерии, в том числе с помощью услуг операторов связи. Также Центробанк планирует проработать варианты использования клиентских сервисов безопасного пользования услугами операторов связи. Среди них: сервисы определителя номера телефона и голосового помощника; сервисы категорирования коммуникаций абонентов услуг связи; сервисы, информирующие клиента о подозрительных операции без согласия клиента, фишинговым и мошеннических ресурсах.
Представитель пресс-службы Центробанка рассказала ComNews, что Банк России будет реализовывать планы с федеральными органами исполнительной власти, операторами связи, ассоциациями и банками. "Мы также совместно с другими заинтересованными ведомствами принимаем участие в подготовке ко второму чтению законопроекта, предусматривающего возможность проверки финансовыми организациями сведений об абоненте с использованием баз данных операторов связи. Его принятие будет способствовать снижению риска осуществления мошеннических операций на финансовом рынке", - дал комментарий представитель пресс-службы.
Операторы связи постоянно сотрудничают с банками. В частности в Tele2 с 2020 г. работает антифрод-платформа для защиты клиентов коммерческих банков от мошенничеств с использованием социальной инженерии - об этом рассказал представитель пресс-службы оператора.
Представитель пресс-службы МТС поделился, что оператор в сотрудничестве с банками создает актуальные цифровые инструменты по противодействию мошенничеству и дополнительным мерам защиты. "Важно привлекать к такой работе все банки. Со своей стороны уже реализуем комплекс мер по защите наших абонентов, ограничению спам-звонков, информируем пользователей о мерах предосторожности для избежания вовлечения в мошеннические схемы", - прокомментировали в МТС.
Директор по продуктам компании-разработчика систем защиты от угроз информационной безопасности "Гарда Технологии" Павел Кузнецов объяснил, что Центральный банк взаимодействует с операторами связи достаточно давно - как минимум с момента образования в Банке России подразделения ФинЦЕРТ (2015 г.), отвечающее за реагирование на компьютерные инциденты. "Взаимодействие оказалось эффективным. Так, разделегирование фишинговых ресурсов позволяет гасить волны вредоносных кампаний, направленные на клиентов кредитно-финансовых организаций. Поэтому новые документы призваны развить и упорядочить активности, которые уже запущены, и повысить их объем, получив повышение результативности", - прокомментировал Павел Кузнецов.
Анна Швецова