Официальные приложения для автомобилей марок Skoda, Kia, Infiniti, Nissan и Renault в России работают с ограничениями — их функционал существенно снижен, рассказали «Известиям» представители отрасли.
— Владельцы этих машин не могут запустить с помощью приложения двигатель, посмотреть остаток топлива в баке, а также сталкиваются с более серьезными запретами, например, на обновление программ, которые контролируют работу мотора, ABS и тормозной системы, — рассказал «Известиям» директор по развитию IT-технологий платформы Fresh Auto Дмитрий Савченко.
Еще одной проблемой ограниченного функционала приложений станет невозможность участвовать в отзывных кампаниях, сообщил изданию эксперт.
— Такие кампании проводятся при выявлении существенных технических недостатков, — подчеркнул Дмитрий Савченко. — Наиболее распространенная проблема, при которой проводятся отзывы, — возгорание в автомобиле. Но теперь клиенты дилерских центров не смогут принять в них участие и сдать свой автомобиль производителю.
После очередных обновлений пользователи стали жаловаться и на нестабильную работу приложений даже при использовании еще доступных функций. Например, у приложения для Skoda есть сложности с вводом данных машины и записью на техобслуживание. У владельцев Renault автомобиль может не увидеть девайс, с которого водитель пытается подключиться к системе. А пользователи Kia Connect жалуются на отключение функции удаленного прогрева машины.
— Программа не распознает данные автомобиля и предлагает установить другое приложение, которое доступно только в Германии, — написал в комментариях к приложению Volkswagen we Connect один из пользователей.
Кроме того, перенести данные приложения с одного устройства на другое теперь невозможно, рассказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
— У некоторых владельцев оно перестает работать самопроизвольно, — добавил эксперт.
Абсолютно все участники автомобильного рынка испытывают проблемы с поддержкой приложений и программного обеспечения после ухода зарубежных компаний, рассказал «Известиям» на условиях анонимности представитель одного из крупнейших российских дилеров.
— В настоящее время отраслевики ищут выход из ситуации и прорабатывают механизмы обхода ограничений, — сказал он.
При этом приложения некоторых производителей всё еще функционируют в полном объеме, хотя и возникают проблемы с автомобилями, которые ввезены с помощью механизма параллельного импорта. В частности, всё в полном порядке с приложением Volvo — Volvo On Call, сообщил «Известиям» источник, близкий к компании.
— Более того, в некоторых случаях это приложение доступно и владельцам машин шведского бренда, ввезенных в нашу страну по параллельному импорту, — уточнил собеседник издания.
В самой компании Volvo заявили, что «официально не комментируют работу фирменного приложения».
Продолжает функционировать и фирменное приложение Land Rover — InControl, но только при работе с автомобилями, официально ввезенными в Россию.
— Что касается автомобилей, которые поставляются в Россию по неофициальным каналам, то с ними приложение InControl работать не будет, — сообщил «Известиям» представитель одного из официальных дилеров этой британской марки.
Приложения напрямую не влияют на работу автомобиля, но их блокировка тормозит процесс цифровизации, считает автомобильный эксперт, майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
— За последние десять лет автолюбители привыкли, что даже машины экономсегмента предоставляют удобный функционал — мультимедийные системы, климат-контроль, камеры, датчики и так далее, — сказал он. — Мобильные приложения из той же оперы. Очень удобно, когда зимой водитель может из дома прогреть машину, а не мерзнуть в ней, посмотреть, хватает ли масла, не стоит ли поменять свечи. Теперь же мы вновь откатываемся назад.
Использование приложений — это вопрос привычки, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он напомнил, что приложение не единственный способ завести машину дистанционно. Например, для этого же можно оборудовать автомобиль сигнализацией с функцией автозапуска.
Но у отключения приложений есть и позитивный момент, заявил Ян Хайцеэр.
— Это снижает вероятность угона — всегда есть шанс, что сигнал приложения может быть перехвачен злоумышленниками, — сказал он.
При этом опрошенные «Известиями» эксперты уверены, что со временем те автоприложения, которые пока работают, всё равно будут заблокированы.
— Любой автоконцерн, который уходит из России, будет вынужден заблокировать доступ к приложению, — считает, в частности, Дмитрий Савченко.
Он указал, что обслуживать мобильное приложение дорого и трудозатратно: оно должно регулярно корректироваться под изменяющееся законодательство, особенно в части сохранности персональных данных. Кроме того, требуется команда специалистов для техподдержки и обновлений, что тоже влечет за собой дополнительные расходы.
Роман Солдатов
Кирилл Сазонов