Генеральный директор РИР Ксения Сухотина выступила с докладом на тему: «Перспективы цифровизации сферы жилищно-коммунального хозяйства». В его рамках был представлен проект постановления Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в нормативную базу для создания возможности включения в тариф расходов регулируемых организаций на цифровизацию объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Проект разработан рабочей группой Минстроя России по реализации ведомственного проекта «Умный город» при участии РИР. Таким образом будут созданы экономические стимулы для привлечения инвестиций на цифровизацию ЖКХ.
Ксения Сухотина рассказала, как развивается цифровизация в ЖКХ, какие есть эффекты и точки роста, как сделать так, чтобы предприятия смогли позволить себе цифровые решения. На сегодняшний день эта сфера все еще одна из самых консервативных отраслей экономики. Уровень цифровизации остается низким, а даже там, где программные решения внедряются, есть целый комплекс существенных проблем. В их числе – несоответствие уровня отраслевых цифровых систем современным запросам по эффективному управлению объектами ЖКХ. Одной из сложностей является зависимость от иностранного программного обеспечения. Еще одна проблема – нехватка финансирования мероприятий по цифровизации.
«Ключевыми целями внедрения цифровых технологий на предприятиях энергетики и ЖКХ является сокращение расходов, потерь, операционных издержек, улучшение качества обслуживания абонентов. Так, например, в результате внедрения программного комплекса «Цифровой водоканал» на предприятии водоснабжения в Глазове Удмуртской Республики в пилотной зоне потери в сетях снизились на 11%, потребление электроэнергии сократилось до 20%, производительность труда контролеров в целом выросла до 60%. В других наших проектах комплексной цифровизации РСО удалось сократить аварийность и снизить стоимость ремонтных работ до 4%, а также обеспечить рост выручки до 5%», – отмечает Ксения Сухотина.
В то же время одним из главных вопросов остается сохранение средств, сэкономленных РСО в том числе в результате внедрения цифровых решений, на балансе предприятий. Они могут быть направлены на дальнейшую цифровизацию, но в текущей тарифной политике регулятор обычно сокращает тариф пропорционально сокращенным расходам. В то же время одним из главных вопросов остается сохранение экономии РСО, в том числе возникшей в результате внедрения цифровых решений. Она может быть направлена на дальнейшую цифровизацию, но в текущей тарифной политике регулятор обычно сокращает тариф пропорционально сокращенным расходам. Для решения этой проблемы Минстроем России и был разработан соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации. Документ предусматривает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих основы ценообразования в сфере теплоснабжении, водоснабжения и водоотведения. Принятие проекта постановления не потребует расходов средств бюджетной системы Российской Федерации.
Документ вводит понятие цифровой инфраструктуры, используемой РСО в целях производства и реализации услуг по регулируемым видам деятельности. Создаются условия для включения в инвестпрограммы мероприятий по созданию цифровой инфраструктуры. Появляется возможность компаниям сохранять полученную экономию на следующий тарифный период и направлять ее на мероприятия по дальнейшей цифровизации и сокращению издержек.
РИР выступил с просьбой при взаимодействии с Правительством РФ, а также в ходе встреч по теме модернизации ЖКХ, поддержать данные инициативы, направленные на создание экономических стимулов внедрения отечественных цифровых решений.