«Мы надеемся, что законодатели нас поддержат, поскольку законопроект подготовлен, внесён в Госдуму и в ближайшее время будет рассмотрен и утверждён», — сказал депутат.
Банки относятся к инициативе по введению единого QR-кода по-разному, но в основном положительно, потому что некоторые из них уже сами разработали QR-коды и предлагают их для использования при оплате товаров и услуг, отметил Анатолий Аксаков. У пользователей иногда возникает путаница с этим инструментом: они не могут выбрать QR-код, который им хотелось бы использовать. А те, кто предлагает свои QR-коды, нередко используют элементы «заманивания» клиентов. Таким образом, есть определённое неудобство для пользователя.
Анатолий Аксаков: законопроект о едином QR-коде для оплаты товаров и услуг подготовлен и внесён в Госдуму
Фото: прямая трансляция в ВК онлайн-встречи с председателем Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым в пресс-центре «Парламентской газеты»
Поэтому ЦБ РФ и предложил создание единого QR-кода, который позволил бы гражданам не путаться в предложениях, а применять при оплате товаров и услуг единое решение, которое с помощью определённых технологий распределяет платёж по кредитным институтам, с которыми работает гражданин.
Впервые эта инициатива была озвучена в ноябре 2023 года. Как тогда объясняла первый зампред ЦБ РФ Ольга Скоробогатова, у покупателей должна появиться возможность заранее в мобильном приложении банка выбрать счёт, с которого будут списываться деньги при оплате по QR-коду, при этом сам код будет единым. Если этого не сделать, то люди будут иметь по 15–20 QR-кодов для оплаты товаров и услуг, что сделает неудобными безналичные операции.
В январе 2024 года зампред ВТБ Георгий Горшков сообщал, что банки и ЦБ РФ нашли возможное технологические решение для создания такого QR-кода, и до конца первого квартала 2024 года должен был быть создать план по его внедрению.
При этом Сбер предлагал ЦБ РФ создать единый QR-код не только на базе системы быстрых платежей (СБП, проект ЦБ и «НСПК»), но и на базе решения Сбера, чтобы сохранить конкуренцию на платёжном рынке.
Изображение к лиду - freepik.com