Четверть обладателей смартфонов в России недовольны скоростью мобильного интернет-доступа — столько же, сколько и в других развивающихся странах, говорится в исследовании Mobile Web Watch, проведенном Accenture. Причем тех, кто согласен платить больше, если мобильный интернет-доступ станет на порядок быстрее, в России гораздо больше, чем недовольных качеством интернета: делать это готовы 83% владельцев смартфонов. Но еще больше опрошенных (87%) собираются в этом случае использовать мобильный интернет для бесплатных звонков через сервисы вроде Skype, Viber или Google Talk (так называемые OTT-сервисы).
В исследовании Accenture участвовали 31 000 потребителей из 26 стран, в том числе 1500 из России. Удельный вес россиян, согласных платить за быстрый мобильный интернет больше, выше аналогичного показателя по развивающимся странам (76%) и значительно выше, чем в развитых странах (57%), говорится в исследовании. 34% россиян готовы платить на 10-20% больше, чем сейчас, еще 26% — не более чем на 10% дороже. Голосовыми звонками по мобильному интернету уже пользуются или начнут пользоваться в ближайший год 47% россиян, подсчитали аналитики Accenture.
То, что российские абоненты готовы платить больше за качество интернет-трафика, серьезный сигнал для компаний связи, считает представитель Accenture Сергей Борисов. Но важно, чтобы готовность клиентов к дополнительным расходам превращалась во взаимовыгодное сотрудничество: человек платит немного больше за трафик, а оператор инвестирует в повышение скорости и качества покрытия, рассуждает Борисов.
МТС не тарифицирует доступ к услугам интернет-доступа по технологии LTE отдельно, говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. А чтобы минимизировать последствия перетока голосового трафика в интернет, в начале этого года МТС ввела для владельцев смартфонов тарифы, подписчики которых, оплатив определенный объем интернет-трафика, могут разговаривать уже бесплатно, напоминает он. Эти тарифы пользуются высоким спросом, заверяет Солодовников. Чтобы избежать перегрузки сетей из-за использования OTT-сервисов, МТС намерена сотрудничать с их провайдерами: например, с Google сотрудничество уже налажено. Другой путь — приоритизация разных типов трафика, когда оператор создает специальные тарифы, исходя из профиля потребления интернета. Например, если абонент не собирается общаться через мобильные сети по видеосвязи, а заинтересован в простых услугах — текстовых мессенджерах или просмотре веб-страниц, — он сможет подключиться по более дешевому тарифу, объясняет Солодовников.
OTT-сервисы пока нигде в мире не приводят к драматическому снижению голосового трафика, говорит представитель "Мегафона" Юлия Дорохина. По ее словам, уровень проникновения смартфонов и планшетов еще слишком мал, чтобы такое влияние ощущалось. Выручка операторов от мобильной передачи данных активно растет в отличие от голосовых услуг, напоминает Дорохина. Уже через несколько лет скорость и доступность мобильного интернета станут ключевыми факторами конкуренции и важными критериями, которые абонент будет учитывать, выбирая оператора, считает она.
Хотя у Tele2 нет лицензии, позволяющей предоставлять доступ к быстрому интернету, внутренние исследования компании показывают, что это не основная причина перехода ее абонентов к конкурентам, говорит представитель "Tele2 Россия" Константин Прокшин. Из тех же, кто планирует сменить оператора именно из-за скорости доступа в интернет, более половины собираются использовать для голоса и интернета разные sim-карты. А поскольку они признают, что голосовая связь у Tele2 дешевле, можно предположить, что для голоса они оставят sim-карту Tele2, заключает Прокшин.
Олег Сальманов