Компания «Открытая мобильная платформа» и латиноамериканская JalaSoft в среду подписали соглашение о начале продаж в России боливийских смартфонов Accione на Sailfish OS RUS, зарегистрированной в отечественном реестре ПО, для госорганов и корпоративных заказчиков, рассказали “Ъ” в компаниях. Sailfish изначально была разработана финской компанией Jolla (находится под контролем Григория Березкина), а затем доработана для России «Открытой мобильной платформой». Последняя, по данным Kartoteka.ru, принадлежит ООО «Открытая мобильная платформа — ЦР», подконтрольной Ольге Березкиной (80%) и Владимиру Верозубу (20%). Мобильная Sailfish OS RUS зарегистрирована в реестре отечественного ПО.
Продажи начнутся весной 2018 года. В первый год планируют реализовать несколько десятков тысяч штук, а с 2019 года продавать до 300 тыс. телефонов в год, уточняет гендиректор JalaSoft Хорхе Лопез (см. интервью). Смартфоны будут распространять через партнеров — российских системных интеграторов. Объем инвестиций в проект стороны не раскрывают. Стороны также договорились сотрудничать в разработке облачных сервисов и приложений для корпоративных и государственных заказчиков.
Конкурирующие с Android и iOS операционные системы пока не очень распространены на российском рынке. По итогам десяти месяцев 2017 года 99,8% продаж смартфонов в натуральном выражении пришлось на устройства на Android и iOS, оценивают в «М.Видео». По оценке источника “Ъ” на телекоммуникационном рынке, за десять месяцев 2017 года в корпоративном сегменте продано всего около 400 тыс. смартфонов. «Традиционная рыночная динамика на этот сегмент мало влияет, в корпоративном сегменте телефоны закупаются не ежегодно, а с периодичностью, зависящей от планов конкретной организации. В этой связи планы по продаже 300 тыс. устройств за год кажутся нереализуемыми»,— считает он.
Аналитики компании «Марвел-Дистрибуция» прогнозируют корпоративный рынок смартфонов в 2018 году на уровне от 500 тыс. штук. «Оценить рынок очень сложно, так как корпоративные пользователи часто покупают в тех же каналах продаж, что и обычные потребители, и эти продажи отдельно не выделяются»,— поясняют в компании. В большинстве случаев сотрудники сами покупают устройства и используют их как в личных, так и в рабочих целях, добавляет директор по развитию корпоративного бизнеса «Самсунг Электроникс Рус Компани» Александр Краснов. Но эта тенденция меняется из-за растущих вызовов со стороны киберугроз и скорости бизнес-процессов, которые заставляют компании заказывать полные комплексы для сотрудников, отмечает он.
При этом у российских компаний уже есть успехи по поставкам в госсектор собственных мобильных устройств. Так, в ноябре ГК InfoWatch сообщала о внедрении высшими органами исполнительной власти Северной Осетии смартфона «ТайгаФон». «ТайгаФон» — это один из элементов защиты организаций от утечек информации, поэтому его сравнение с классическими пользовательскими устройствами не вполне корректно, подчеркивает ведущий менеджер по развитию продуктов InfoWatch Григорий Васильев. Он обещает, что в будущем «ТайгаФон» будет доступен не только в России.
Кристина Жукова, Юлия Тишина