В процессе блокировки Telegram Роскомнадзор использовал незрелые технические решения, заявил в интервью РБК вице-премьер Максим Акимов, курирующий в правительстве транспорт и телекоммуникационную отрасль.
«Эффективность очевидна: это довольно незрелые технические решения. И это само по себе вызов», — заявил Акимов, отметив, что ему хотелось увидеть другой сценарий решения проблемы. «Но он [сценарий] не по вине государства перешел в эскалирующую фазу», — добавил вице-премьер, отметив, что сам пользуется Telegram.
Ранее Акимов подчеркивал, что не считает блокировку Telegram «дремучим охранительством»: по его мнению, ситуация «сложная и травматичная» для всех участников.
В конце прошлого года Русская служба Би-би-си сообщила, что Роскомнадзор намерен потратить 20 млрд руб. на разработку новой системы блокировки приложений, в том числе мессенджера Telegram. Источники издания утверждали, что эта система будет построена на технологии DPI (глубокий анализ пакетов), которая предполагает анализ всего трафика, выделение из него характерных для конкретного сервиса пакетов и их последующую блокировку.
В Роскомнадзоре эти планы и суммы затрат опровергли. «Мы работаем над подходами к эффективной, точечной блокировке контента не только сайтов, но и приложений. <...> Но говорить о том, что такое-то решение готово, эта конкретная разработка будет применяться и она стоит столько-то рублей, рано», — заявил глава ведомства Александр Жаров.
Конфликт Роскомнадзора и Telegram продолжается почти год. Претензии российских властей к мессенджеру Павла Дурова возникли еще в 2017-м, когда компания Telegram отказалась передавать ФСБ ключи для дешифровки сообщений пользователей, которые могут быть причастны к террористической деятельности. Мировой суд Мещанского района Москвы оштрафовал мессенджер, а прошлой весной в Таганский суд столицы обратился Роскомнадзор и потребовал немедленно заблокировать Telegram на территории России. Суд встал на сторону ведомства, как и все суды следующих инстанций, в том числе Верховный. В последнем Telegram проиграл и по иску с требованием признать первоначальный приказ ФСБ незаконным.
В компании Дурова неоднократно отказывались передавать ключи для декодирования переписки пользователей: основатель мессенджера объяснял, что выполнить это требование технически невозможно. Telegram продолжает работать через прокси-сервисы и VPN. Роскомнадзор в попытке заблокировать мессенджер вводил ограничения на работу нескольких миллионов сетевых адресов, в том числе принадлежащих Amazon и Microsoft.
Несмотря на конфликт с Роскомнадзором, численность пользователей Telegram активно растет. Так, если в октябре 2017 года ежедневная российская аудитория мобильного приложения в возрасте 12–64 лет в городах «100+» составляла 2,2 млн человек, то к октябрю 2018-го этот показатель вырос более чем в 1,5 раза, до почти 3,4 млн. Ежемесячная аудитория за тот же период выросла на 27%, с 7,2 млн до 9,3 млн человек.
Тимофей Дзядко, Петр Канаев, Маргарита Девяткина