Alibaba Group вместе с партнерами в качестве лид-инвестора вложила $18 млн в российско-швейцарский стартап WayRay, рассказал "Ъ" основатель и гендиректор WayRay Виталий Пономарев. "Действительно, раунд был, но АФК в нем не участвовала",— подтвердил представитель АФК "Система" Сергей Копытов. АФК инвестировала в WayRay еще в конце 2015 года, сумма сделки не раскрывалась. Представитель Alibaba Group на запрос "Ъ" не ответил.
WayRay — международная компания со штаб-квартирой в швейцарской Лозанне и R&D-центром в России, в штате которого более ста инженеров. Контроль в компании после сделки с Alibaba остался за Виталием Пономаревым. Ранее WayRay вложила около $10 млн венчурных инвестиций и собственных средств в технологию производства голографических дисплеев и навигационной системы, работающей в дополненной реальности. Среди инвесторов проекта помимо АФК "Система" инвестиционно-строительная компания "Цертум-Инвест" Филиппа Полянского.
У WayRay несколько продуктов: голографический AR-навигатор (augmented reality — "дополненная реальность") Navion, устройство для диагностики автомобиля Element и AR-инфотейнмент-система для беспилотных автомобилей. Ранее WayRay объявила о стратегическом партнерстве с американским производителем бытовой и автомобильной электроники Harman International.
Вчера WayRay также объявила о пилотном проекте с Banma Technologies — совместным предприятием Alibaba Group и китайского автопроизводителя SAIC Motor. В ходе проекта партнеры планируют разработать AR-систему, которую внедрят в массовое производство в составе одного из автомобилей SAIC Motor в 2018 году. Это будет первый в мире серийный автомобиль с голографическим AR-дисплеем, утверждают в WayRay. Предполагается, что система навигации в AR будет показывать водителю маршрут, уведомлять о дорожной ситуации и отображать информацию с приборной панели.
Ранее Alibaba в российские стартапы не инвестировала. "В лице Alibaba и Banma WayRay нашла сильных партнеров на крупнейшем авторынке в мире",— подтверждает инвестдиректор Runa Capital Дмитрий Гальперин. Alibaba вообще "довольно агрессивно" инвестирует в VR/AR, напоминает он. В частности, китайская компания возглавила инвестраунд на $800 млн в американскую Magic Leap на стадии, когда даже прототип устройства еще не был показан публично. "В случае с WayRay ситуация схожая: продукт серийно еще не выпускается и не продается. Впрочем, применение технологии голографического дисплея в навигационных системах действительно интересно",— рассуждает господин Гальперин. По оценке агентства Digi-Capital, за 12 месяцев, завершившихся в апреле 2016 года, мировые инвесторы суммарно вложили в проекты виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) $1,7 млрд.
Banma — участник локального китайского рынка, сейчас производящий недорогие автомобили, но крайне заинтересованный в выходе в более маржинальные премиальные сегменты, в первую очередь на мировых рынках, считает инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив Илья Королев. "Ставка на технологии AR российского стартапа, вероятно, призвана помочь этому. Европейские и американские разработки дороже и давно нарасхват среди мировых автоконцернов",— поясняет он. Китайские вендоры смартфонов развивались по схожему пути последнее десятилетие. "Сначала вышли на высокие объемы производства за счет недорогих моделей на местных рынках, а затем штурмовали мировые в более маржинальных сегментах",— напоминает господин Королев.
Роман Рожков