По словам возглавляющего Adobe Systems Павла Черкашина (также он занимается частными инвестициями в высокотехнологичные проекты), с осени прошлого года резко вырос интерес к высокотехнологичным стартапам. «Предпринимательская активность и, как следствие, число стартапов существенно возрастают в периоды экономической стагнации. Хорошие специалисты теряют работу и решают, что это хороший повод начать новый бизнес, о котором они мечтали уже давно, но все не решались уйти с насиженного места, — рассуждает он. — В последние несколько месяцев подобная активность в России приобрела небывалые размеры». По словам г-на Черкашина, государственные инициативы в области поддержки малого бизнеса также пришлись очень кстати. Активизировались и частные инвесторы, в первую очередь так называемые бизнес-ангелы. «Фондовый рынок сейчас лихорадит, и непрофессионалу там делать нечего, а здесь появляется прекрасная возможность за небольшие деньги — обычно от 10 тыс. до 200 тыс. долл. войти в капитал новых компаний с хорошим управлением и интересными, часто революционными, идеями», — резюмирует Павел Черкашин.
По словам директора по инвестициям венчурного фонда ABRT Николая Митюшина, объем рынка венчурного инвестирования в IT-сектор и софтверные технологии в России не превышает 150 млн долл. Генеральный директор инновационной корпорации «Технопром» Михаил Гамзин соглашается с тем, что в период кризиса рынок венчурных инвестиций растет более активно. «В период бурного роста существует множество других инструментов для инвестирования, например размещение акций на публичных рынках. В период стагнации рынки падают, и венчурные инвестиции оказываются наиболее надежными и эффективными», — говорит г-н Гамзин.
По словам директора по отношениям с инвесторами Icon Private Equity Екатерины Романовской, компания настороженно относится к стартапам. «Нам могут быть интересны новые революционные технологии или новые рынки, в остальном стараемся более консервативно подходить к инвестициям. Стартапы — это дело венчуров и «бизнес-ангелов», — говорит г‑жа Романовская. Глава крупного инвестфонда, специализирующегося на инвестициях в IT-сектор, не разделяет оптимизма коллег: «В российском венчурном бизнесе и до кризиса была не очень позитивная ситуация, а сейчас этот сектор и вовсе находится в плачевном положении. В венчуры, как правило, инвестировали люди, ранее вложившие средства в более надежные инструменты, грубо говоря, никто не вкладывает в венчур последние деньги. Сейчас инвесторы настроены крайне консервативно. С другой стороны, есть ряд секторов, например различные решения в области аутсорсинга или новые медийные и рекламные проекты, связанные с Интернетом. Эти сегменты будут серьезно расти, но опять же логично говорить об инвестициях в уже работающие компании, которым нужны деньги на более быстрое развитие, а не о проектах, строящихся с нуля».
Анна Фадеева, Антон Бурсак