Альтернативный оператор связи «Арктел» был создан в 1999 году, предоставляет телекоммуникационные услуги корпоративным и частным клиентам (телефония, доступ в Интернет, услуги интеллектуальной сети связи и т.д.). Изначально компания предоставляла услуги в ограниченном объеме, а в 2001 году вышла на карточный рынок и стала продвигать услуги в корпоративном сегменте. Сейчас представительства «Арктел» работают в Москве, Петербурге, Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске и других городах, обслуживая, по словам представителей «Арктела», более 14 тыс. компаний и организаций России. В спектр услуг компании входят доступ в Интернет, предоставление телефонных номеров, аутсорсинг услуг центров обслуживания вызовов (колл-центров). На массовом рынке оператор активно продвигает свои телефонные карты. В этом году компания подала заявку на получение частот WiMAX. Объем продаж компании в 2006 году вырос в два раза, до 1,45 млрд рублей.
Напомним, что получение кодов выбора сети в качестве оператора междугородной и международной связи (префиксов) с формальной точки зрения является последним шагом, после которого оператор может самостоятельно начинать предоставлять услуги для конечных потребителей. До этого он должен работать через другого оператора (для «Арктела» таковым являлся «Голден Телеком»). Как и ряд других компаний «Арктел» получил лицензию в 2005 году, подав заявление сразу после демонополизации рынка (напомним, что до ввода нового законодательства в 2006 году в России существовала монополия на услуги дальней связи – здесь работал только единственный государственный оператор «Ростелеком»). Однако, на первом этапе получить префиксы смогли только две компании – это «Ростелеком» и «Межрегиональный Транзит Телеком». До момента получения кодов третьим игроком – а им не так давно стал «Голден Телеком» - прошло более года. Эта ситуация объясняется формальной причиной. Как известно, для того чтобы реализовать лицензию на дальнюю связь компания должна соответствовать ряду технических требований, в частности, иметь 4 международных транзитных узла и 7 – внутрироссийских. Кроме того, оператор должен также иметь точки присутствия во всех 86 субъектах федерации и иметь подписанные соглашения со всеми локальными зоновыми операторами. Как раз при получении «Ростелекомом» и МТТ префиксов не требовалось подтверждения последнего пункта, а также разрешений на эксплуатацию точек узлов связи в субъектах. Эти требования появились чуть позже и в известной мере усложнили для операторов предварительную работу для получения префиксов. Напомним, что конечный абонент может выбирать оператора каждый раз при звонке (режим «горячего выбора», или hot-choice, когда набираются префиксы – но для этого должны быть соответствующим образом организованы услуги местного оператора), либо заранее подписавшись на услуги одной-единственной компании (pre-select)
«Арктел» приступил к строительству сети междугородной/международной связи год назад – в апреле 2006-го– до этого у компании фактически не было инфраструктуры в других городах. В соответствии с правилами присоединения сети и требованиями лицензии на дальнюю связь, сеть состоит из четырех транзитных узлов международной связи (в Москве, Петербурге, Новосибирске и Хабаровске), семи соединенных между собой транзитных узлов междугородной связи (в Москве, Петербурге, Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске) и 86 точек присоединения, расположенных в каждом субъекте РФ. Все узлы объединены в единую сеть транспортными каналами, арендованными у компаний «ТрансТелеком», «Старт Телеком» и «РТКомм.ру». Полностью завершен процесс присоединения к зоновым операторам фиксированной телефонной связи. Объем капитальных вложений в развитие инфраструктуры сети составил более $30 млн.
«Год назад мало кто верил в серьезность наших намерений работать на этом рынке, — говорит генеральный директор «Арктел» Сергей Кузнецов. — В отличие от других операторов мы начали строительство сети с «нуля». Но вопреки прогнозам скептиков «Арктел» построил современную сеть менее чем за год и готов оказывать услуги дальней связи на всей территории России. Все, что нам теперь надо, это получить префиксы в установленные законом сроки – все технические требования Мининформсвязи к построению сети выполнены, разрешения на эксплуатацию узлов связи получены». По его словам, уже разработана схема предоставления услуги дальней связи, тарифная и маркетинговая политики. При этом, «Арктел» намерен получить на первом этапе не менее 4% рынка дальней связи.
Напомним, что «Арктел» стал не единственным крупным карточным оператором, который получил лицензию на дальнюю связь, также по этому пути пошли «Зебра Телеком» и «Корпорация ОСС». При этом последняя разработала партнерскую схему для получения инвестиций и развития сети междугородней/международной связи (см., например, выпуск новостей spbIT.ru от 12 мая 2006 г.). Что касается «Зебры», то в начале этого года она отказалась от идеи создания сети дальней связи, решив сосредоточиться на сетях местной и зоновой связи. Из других лицензиатов – а их всего более 20 – в ближайшее время на рынок собирается выйти «Компания «ТрансТелеКом», по ожиданиям экспертов это может произойти в III квартале этого года.
Что касается текущих игроков, то, например, получивший префиксы в январе 2007 года «Голден Телеком» смог к концу I квартала 2007 года подключить всего 944 клиента. МТТ в 2006 году этот оператор подключил 2,8 млн абонентов, из них 500 тыс. выбрали сеть МТТ в качестве постоянной. При этом, данный оператор проводит активную маркетинговую политику – так, компания запустила партнерскую программу с использованием так называемой квазифраншизы. Она аналогична франчайзинговой модели, но разработана с учетом особенностей действующего отраслевого законодательства, поэтому получила название «Квазифраншиза МТТ». Основными ее отличиями является то, что представитель МТТ не располагает лицензиями на МГ/МН и остается независимым от МТТ игроком. При этом данная компания не обязана работать в сфере телекоммуникаций, главное — чтобы партнер имел опыт работы с массовым клиентом. В каждом из регионов МТТ выбирает по одному партнеру. Кроме того, в ряде регионов этот оператор проводит специализированные акции, например, бонусную «В лето с МТТ», которая направлена на привлечение новых абонентов – физических лиц (см., например, выпуск новостей spbIT.ru от 4 мая 2007 г.).