Регулярный контроль кибербезопасности информационных систем позволяет быть готовым к новым вызовам и угрозам со стороны потенциальных злоумышленников. Нередко организации недооценивают уровень современных киберугроз. Различные атаки могут вызвать множество проблем. Например, отказ в обслуживании системы. В этом случае у компании не будет возможности оказывать медицинские услуги до тех пор, пока не будет восстановлена нормальная работа системы. Также атаки могут спровоцировать кражу информации, являющуюся медицинской тайной (заключения врачей, истории болезни), что повлечет за собой штрафы от регуляторов и судебные иски от самих пациентов, персональные данные которых подверглись утечке.
В 2020 году киберкриминалисты зафиксировали повышенное число хакерских атак на медицинские учреждения: по сравнению с 2019 годом их количество возросло на 91% и составило 9% от общего числа атак. Так, например, в США крупнейшая сеть больниц Universal Health Services в сентябре прошлого года подверглась хакерской атаке с помощью вируса-шифровальщика. На зараженных компьютерах появлялось сообщение о выкупе. Персонал был вынужден работать без использования ИТ-систем. Расшифровка данных и их восстановление обошлось компании в 67 млн долларов. К счастью, данные пользователей, истории болезней скомпрометированы не были.
Персональные данные вызывают сегодня повышенный интерес злоумышленников. «Бизнес должен быть заинтересован в безопасности своих клиентов,» - уверен директор НАЦ Дмитрий Пойгин. – «Аттестация – не просто формальность. Уверенность в собственной защищенности – это также проявление заботы о пользователе, который оставляет свои данные в системе. Прохождение организацией аттестации на информационную безопасность вызывает доверие со стороны потенциальных клиентов, которые сейчас более осознанно подходят к защите собственных персональных данных».
С целью проверки и предотвращения потенциальных угроз, в том числе связанных с безопасностью персональных данных, руководство сервиса СберЗдоровье приняло решение о необходимости проведения аттестации. В рамках проекта эксперты «Информзащиты» провели комплексное обследование ИТ-инфраструктуры сервиса, смоделировали возможные вектора атак злоумышленников и разработали рекомендации по повышению уровня информационной безопасности.
Сервис СберЗдоровье оказывает широкий спектр медицинских услуг. Основные – это телемедицинские консультации с врачами, запись на прием к специалистам и на диагностику, посещение врачей по ДМС и многое другое. Клиентами сервиса является более 13 млн человек. В базе числится свыше 360 тыс. практикующих специалистов 4 тыс. клиник. Предотвращение утечки личных данных является для объектов критической информационной инфраструктуры, работающих в сфере здравоохранения, приоритетной задачей.
По итогам аттестационных испытаний СберЗдоровье подтвердил соответствие требованиям, предъявляемым к защите информации в государственных информационных системах второго класса защищенности (К2) и информационных системах персональных данных второго уровня защищенности (УЗ-2).
Полученный аттестат дает возможность сервису СберЗдоровье обеспечить защищённое взаимодействовать с ЕГИСЗ, что позволяет расширить набор сервисов для пользователей.
*ЕГИСЗ – Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.