Auto.ru сегодня запускает новый раздел, с помощью которого можно записаться в один из 65 тыс. автосервисов России, сообщили "Ъ" в "Яндексе". Перед запуском проекта сотрудники обошли все сервисы Москвы и ряда других крупных городов (в том числе Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Саратова, Уфы, Волгограда и Краснодара), убедились, что они работают, актуализировали данные и фотографии, рассказали в компании. В разделе можно выбирать автосервис по расположению, марке и типам работ. Запись будет осуществляться как самостоятельно через форму на сайте, так и через круглосуточный колл-центр Auto.ru. На старте услуга будет бесплатной для автосервисов, но со временем "Яндекс" начнет брать плату с партнеров — например, за звонок, заполненную форму записи или приезд в автосервис. С конкретной формой монетизации в компании планируют определиться позже.
"Яндекс" приобрел Auto.ru у Михаила и Ольги Рогальских за $175 млн в 2014 году. Это один из лидирующих автоклассифайдов, его база объявлений насчитывает около 500 тыс., ежедневная посещаемость — около 1,5 млн пользователей. В 2016 году выручка сегмента классифайдов "Яндекса" (помимо Auto.ru туда входят "Яндекс.Недвижимость", "Яндекс.Работа" и "Яндекс.Путешествия") выросла на 46%, до 1,3 млрд руб., следует из отчетности компании.
Средний возраст автомобиля в продаже в Москве составляет 8,8 года и постепенно увеличивается, объясняют в "Яндексе". Кроме того, продажи новых автомобилей в России падают четвертый год подряд, и дилеры переориентируются на ремонт и обслуживание автомобилей. По собственным данным, в 2016 году "Яндексу" задали 3,7 млн запросов, связанных с поиском автосервиса,— на 10% больше, чем в предыдущем. Партнерство — дополнительный инструмент привлечения качественного трафика, подтверждает директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК "Автоспеццентр" Евгений Гришкевич.
Auto.ru выходит на большой и фрагментированный рынок. Его объем, по оценке Autostat, в 2016 году составил 524,2 млрд руб. Пока крупных онлайн-ресурсов, которые приводили бы в автосервисы много клиентов из интернета, нет, констатируют участники рынка. Впрочем, о своих планах по подключению автосервисов "Ъ" в феврале рассказывал гендиректор "А+А Эксист Инфо" (владеет сайтом и брендом Exist.ru) Владимир Назаров. "Многие страховые компании использовали сайт Exist, чтобы оценить стоимость деталей и ремонта. И мы хотим, чтобы клиент мог получать у нас на сайте не только запчасти, но и сам ремонт",— говорил он "Ъ". Насколько продвинулся Exist.ru в этом отношении, господин Назаров не уточняет.
Есть и ряд профильных стартапов, один из которых CarFix, запущенный в 2016 году основателем KupiVIP, CarPrice и Aktivo Оскаром Хартманном. В октябре 2016 года проект привлек $5 млн от Mail.Ru Group и фондов Simile Venture Partners и Kima Ventures. Сейчас к CarFix, берущему комиссию 10% с заказа, подключено более 500 автосервисов в Москве и области и 50 — в Санкт-Петербурге, еще более 300 находятся в списке ожидания. Среди агрегаторов у Auto.ru есть все шансы стать лидером, ведь геолокационные сервисы — одна из самых сильных экспертиз "Яндекса", признает господин Хартманн. Но, по его словам, с точки зрения бизнес-модели ни один агрегатор нельзя считать прямым конкурентом CarFix. "СarFix работает на собственной оnline-to-offline-платформе, которая позволяет быстро найти подходящий аккредитованный автосервис, рассчитать и зафиксировать стоимость ремонта, заказать запчасти и забронировать точное время оказания услуги",— говорит он.
Роман Рожков